Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: г. Санкт-Петербург, 25-я линия Васильевского острова, 6, корп. 1, каб. 207
Телефон: 61143
М.: Издательство Московского университета, 2023.
Вартанов С. А., Нефедова Ю. С., Нефедов С. И.
Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2025. Т. 50. № 1. С. 3-32.
В кн.: XXIII Международная конференция по истории управленческой мысли и бизнеса «Учения об управлении организациями: прошлое, настоящее, проблемы».. Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2024. С. 127-132.
Валединский П. И., Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. et al.
Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2023. No. 101.
Сегодня тексты стали не просто набором символов, а полноценным многоканальным и мультисенсорным способом общения с читателями. Современные медиа, СМИ и даже научные журналы активно используют разнообразные способы привлечения пользователей. Тексты теперь часто сопровождаются изображениями, а ключевые моменты выделяются жирным шрифтом. Как технологии и новые форматы влияют на восприятие и понимание цифровых медиатекстов, объяснил Евгений Кожемякин, профессор Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.
В рамках исследования Евгений Кожемякин провел два эксперимента. Первый был посвящен восприятию и интерпретации научных текстов в интернете. Контрольной группе предложили прочитать классический вариант научной статьи. Экспериментальной — тот же текст, но с дополнительными возможностями: сворачивать аннотации и другие блоки, переходить по ссылкам, просматривать фотографии и видео. Оказалось, что участники второй группы прочитали текст быстрее. Они смогли использовать дополнительные функции, такие как выделение фрагментов, изменение масштаба страницы, что сделало чтение удобнее и эффективнее.
Во втором эксперименте изучалось взаимодействие читателей с комплексными журналистскими материалами. Для оценки эффективности медиаресурсов и изучения поведения пользователей исследователи попросили участников прочитать текст и затем проанализировать его. С помощью специальных программ они зафиксировали движения глаз и определили, какие элементы интерфейса привлекли наибольшее внимание. Результаты показали, что интерактивные механики стимулируют пользователей взаимодействовать даже со сложными статистическими данными, а также влияют на интерес к тексту и его общую оценку.
Завершающая часть выступления Евгения Кожемякина была посвящена возможностям и ограничениям мультимодального подхода в современных текстах. Автор исследования отметил, что цифровые материалы со множеством элементов привлекают внимание, однако пользователям бывает трудно сочетать сложное описание с глубоким осмыслением содержания.
Участники семинара высоко оценили исследование, а также поделились своим опытом и идеями. Директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Анна Тышецкая отметила важность подобных обсуждений и пригласила всех на следующий семинар, который пройдет в начале 2025 года.
Анна Тышецкая
директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Наш семинар работает как площадка презентации и обсуждения нестандартных, новых, смелых исследований в области медиа. Основная идея — дать слово не только признанным, но и начинающим исследователям. Мы стремимся создать среду, где каждый участник сможет представить свои разработки и получить конструктивную обратную связь, в дискуссии выработать новые идеи, найти неожиданные аспекты развития своего исследования.
Научные семинары «Современные медиа: структура и эффекты» проходят под руководством директора НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Анны Тышецкой и профессора департамента медиа Сергея Вартанова. Ближайший семинар состоится в формате круглого стола и станет частью торжественного открытия учебного корпуса Питерской Вышки в историческом здании Канатного цеха на Васильевском острове.
Школа коммуникаций: Профессор
НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге: Директор филиала