Конец февраля 1700 г. П. в Воронеже.
П. в Воронеже.
Письма и бумаги П.: 1. Н.К.Витсену письмо и подарок. Н.К.Витсен отвечал 06.04.1700, а в России ответ этот получен 13.05., т.е., письмо шло 37 дней. Т.о., П. должен был послать письмо Н.К.Витсену не позднее конца февраля или начала марта[1]; 2. Резолюции на докладные пункты Ф.А.Головина по внешнеполитическим и иным делам[2]*; 3. Т.Н.Стрешневу письмо о закупке для Воронежского флота парусного полотна у купца А.Ю.Кревета[3]**.
Комментарий.
* Относительно датировки резолюций П. Ф.А.Головин пишет о пожаре во дворце царицы Прасковьи Федоровны («Сего числа февраля в 25 день <…>»).Письмо между Москвой и Воронежем зимней дорогой шло примерно 3-4 дня (Ф.А.Головин: «… почта пришла в три дни к нам»[4]), значит, резолюции П. мог наложить в самом конце февраля – начале марта 1700 г.Главной внешнеполитической проблемой, которой занимался П. в это время, была подготовка к войне со Швецией. При этом он стремился отвлечь внимание шведов, предписывал сообщать ложно в В.Новгород и Псков, что будет война с турками и нужно к ней готовиться. Согласно грамоте от 05.03, новгородскому воеводе кн. И.Ю.Трубецкому предписывалось держать Новгородский разряд в боевой готовности якобы из-за того, что переговоры в Константинополе провалились и «салтан турский к миру предложил статьи развратные и неудобные», а значит, предстоит снова воевать с турками[5]. На самом деле П. с нетерпением ждал заключения мира с Турцией, состояние войны с которой связывало ему руки. На вопрос Ф.А.Головина, будет ли царь из Воронежа в Москву, П. отвечал, что «по разсухе немедленно буду, а зимою делать уже нечево, а сверх того посмотрю из будущих почт: естли зело будет счастлива (т.е. будет получено известие от Е.И.Украинцева о мире с Турцией – Е.А.), тотчас буду»[6].Наблюдал П. и за ситуацией в Прибалтике, где уже началась война его союзников (Дании и Саксонии) со Швецией[7].
** Любопытно, как иностранец А.Ю.Кревет расписывается под своей челобитной на имя П., соблюдая какой-то особенно уничижительный «чин» подписи (возможно, что не без юмора, т.к. с П. он был «на короткой ноге», это его, упрекая в медлительности П. называл «Раком»): «За сим униженно милостивого прощения прошу в сем моем дерзновенном писмишке и пребываю ваш недостойный древной слуга Андрюшка Кревет, кланяется у порога поножыа до лица земнаго и покорно челом бьет» [8].
[1] ПБП. 1. С. 800-801.
[2] ПБП. 1. № 296. С. 334-338.
[3] ПБП. 1. С. 796-797.
[4] ПБП. 1. С. 336.
[5] Северная война. 1. С. 30.
[6] ПБП. 1. С. 337.
[7] Устрялов. История. 3. С. 366; Прил. VII. С. 59; VI. С. 12.
[8] ПБП. 1. С. 797.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.