03/14.05.1717, пт. П. в Париже.
03/14.05, пт.
П. в Париже, в 6 часов утра с герцогом Л.А. д’Антен посетил в Лувре Королевскую академию живописи и скульптуры,«в Королевском дому на галерее, где лутчие картины»[1]. Там директор и первый художник короля Антуан Койпель давал пояснения к картинам[2]. Затем в Большой галерее Лувра П. «смотрел в другой большой галерее лутчих крепостей и городов», и беседовал с маршалом К.Л.Г. де Вилларом, маркизом К.Ф.Асфельдом, которых сопровождали генералы и инженеры*. П. был в ателье скульпторов на первом этаже этой галереи[3], потом был в Тюильри[4], смотрел строящийся разводной (или «поворотный»[5]) мост[6]. В тот ж день П. отдал визит регенту Филиппу в Пале-Рояле, Филипп Орлеанский встречал его у кареты, провел в залы дворца и показал ему свою картинную галерею. П. был познакомлен с матерью Филиппа Шарлоттой-Елизаветой Пфальцской и говорил с ней по-немецки четверть часа[7], с его сыном Людовиком, герцогом Шартрским и дочерью герцога мадмуазель Л.Е. де Монпансье. П. освежался прохладительными напитками, потом вместе с Филиппом и придворными пошел в театр (в Пале-Рояль), сидел в ложе регента на опере Ш.Ю.Жерве «Гипермнестра». П. ушел из театра во время 4-го акта[8]**.
Письма и бумаги П.: указ о выдаче полковнику Вигуру для передачи нанятому лаковому мастеру Марке денег на проезд от Парижа до Голландии[9].
Разные письма и бумаги: 1-2. Сенатские указы: о провиантских делах[10]; о присылке денежных доходов на главные государственные расходы[11]; 3. Б.П.Шереметев - П. сообщает, что по полученным сведениям, Н.П.Вильбуа арестовал в Гданьске судно, пришедшее с железом из Стокгольма, а хозяин попытался его отбить[12]***; 4-5. А.Д.Меншиков – П. о здоровье его детей; А.Д.Меншиков – Екатерине о болезни Елизаветы оспой.[13]; 4-5. А.Д.Меншиков – П. о получении его письма из Флисенга от 29.03, о благополучном состоянии его детей; А.Д.Меншиков – Екатерине о болезни Елизаветы оспой, но оспа «весьма лехкая и нималого страху нет, изволит ходить и забавлятца картами и прочими забавами и уже почали подсыхать многие оспины и Ея высочества, слава Богу, гораздо свободно, х которой для проведывания беспрестанно посылаю», о переводе Петра Петровича в дом Саввы Рагузинского, «в котором и я ныне живу при Его высочестве», а .Анну Петровну поселили в доме Ф.М.Апраксина, «а к … Елизавете Петровне не хожу для вышеозначенных причин. А на Летний двор их тем не перевезли, что печей не переделаны, на Загородном дворе В.в. хоромы текут. Я было намерен был Его высочество государя царевича к себе на остров взять, да опасался перевозить, х тому ж и для дохтура, которой в близости стоит и имеет беспрестанно как к государю царевичу, так и к государыне царевне ходил»[14].
Комментарий.
* Обширная коллекция макетов французских крепостей (Музей планов и рельефов) ныне находится в составе Музеев Дома инвалидов в Париже и в музее Лилля.
** Герцог Сен-Симон: С 6 утра П. отправился в Лувр, чтобы увидеть там модели всех королевских крепостей. «Царь очень долго рассматривал все модели, потом посетил многие места Лувра, а после прошел в Тюльерийский сад, откуда удалили весь народ. В это время строили разводной мост. Работы эти он рассматривал долго и очень внимательно. После обеда он отправился к герцогине Орлеанской Елизавете-Шарлотте,, которая приняла его почти как короля. Туда же прибыл и регент (Филипп – Е.А.) и повез П. в оперу, в свою ложу, где они сели на переднюю скамейку, укрытую ковром. П. спросил пива, его принесли и «регент встал, взял поднос и подал царю, который с улыбкою и учтивым наклонением головы принял стакан без церемоний, выпил и поставил на поднос, который все держал регент. Отдавая стакан, регент взял тарелку, на которой лежала салфетка, и подал ее царю, который, не вставая, взял салфетку и утерся. Эта сцена всех удивила. При четвертом акте царь ушел ужинать и никак не хотел, чтобы регент оставил ложу»[15]. Огромное впечатление на царя произвело искусство балерины Франсуазы Прево. То что он покинул оперу до ее окончания не было нарушением этикета – в те времена так было принято. Подр. о посещении П. оперы см.: Воль А. 14 мая 1717 года: Петр I в Парижской опере. С. 346-353.
*** Возможно, к этому времени относится запись в ГСВ, что в конце мая получена ведомость от Ф.М.Апраксина о посылке крейсеров в море и «в то ж время» получена ведомость от капитана П.П.Бредаля о захвате им шведского торгового корабля с железом. Был послан указ о перегрузке железа и отправке приза в Гамбург[16].
[1] ПЖПВ. 1717 г. С. 14.
[2] Мезин. Петр I во Франции. С. 65, 171; Гузевич и Гузевич. Хроника визита. С. 137.
[3] ПЖПВ. 1717 г. С. 14; Мезин. Петр I во Франции. С. 65; Гузевич и Гузевич. Хроника визита. С. 137.
[4] ГСВ. 1. С. 616-617.
[5] Гузевич и Гузевич. Хроника визита. С. 137.
[6] Мезин. Петр I во Франции. С. 66.
[7] Мезин. Петр I во Франции. С. 66.
[8] Мезин. Петр I во Франции. С. 66, 185; Гузевич и Гузевич. Хроника визита. С. 137.
[9] Сб. выписок. 2. С. 61.
[10] ПСЗ. V. № 3083. С. 494.
[11] ПСЗ. V. № 3084. С. 494-495.
[12] МИРФ. 2. С. 206.
[13] Болотина. «Четвертная лапушка». С. 168.
[14] Переписка князя А.Д.Меншикова. С. 273-274.
[15] Сен-Симон. О пребывании Петра. С. 11-12; Мезин. Петр I во Франции. С. 112-113, 135.
[16] ГСВ. 1. С. 465.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.