01.04.1710, сб. П. в СПб.
П. в СПб. Екатерина из СПб писала А.Д.Меншикову: «господин генерал-лейтенант в добром здравии и, слава Богу, веселитца так, как бы всякой хозяин в своем любимом месте или деревне. Зело бы мы желали и вашу, государя моего, персону здесь видеть и обше в радости з господином генералом лейтенантом веселитца»[1]. Начало бомбардировки Выборга[2].
Письма и бумаги П.: 1. Ф.М.Апраксину письмо с сообщением о подходе полков из-за границы и из Москвы, о получении 31.03 известия о поражении датчан под Хельсингборгом (П. велит хранить это в тайне), о предстоящей помощи датчанам. Предупреждает об осмотрительности при ведении осады («бдительность всегда хороша») после вскрытия льда из-за угрозы активизации шведского флота, «понеже, хотя еще и далеко, аднакож что опаснее, то лутче», пишет о получении сведений из Голландии, что соглашение англичан с французами, заключенное при посредничестве голландцев, разорвалось. «Итак сие дело розорвалось, которое гораздо нехудо здешнему нашему делу суть и пластырь на вышеписанное». Ф.М.Апраксин отвечал 05.04 и по поводу датчан писал: «Аднакож то манера военная, щастие и нещастие в руце Божией»[3]*; 2. А.Д.Меншикову письмо о поражении датчан в Сконе, о действиях там шведов. Предписание А.Д.Меншикову ехать в Великую Польшу (а вперед послать Янусу Эберштедту приказ собрать полки) и смотреть за действиями шведов. Если они пойдут, то следовать за ними, оставив в Польше корпус Г.И.Кропотова, удовлетворить просьбу датского короля Фредерика IV о посылке от Гданьска русской конницы и пехоты. Высказывает опасения по поводу враждебности Англии и Голландии в условиях действия сильной померанской группировки шведов. «Я бы зело желал вас здесь видеть, но несчастливой сей случай тому помешал. Благодарствую вас как за устерсы, за птицы и прочее <…>. Домашние наши вам кланяютца»[4].
Комментарий.
* Поражение датчан под Хельсинборгом осложнило положение союзников на Балтике, но одновременно поставило датчан в зависимость от России, сделало возможными конструктивные переговоры о высадке союзных войск в Сконе, чего хотел П. В описываемое время были прерваны переговоры в Гааге о примирении Англии и Франции при посредничестве Штатов. Для России и Дании это было очень важно. Завершение войны за Испанское наследство с неизбежностью привело бы к тому, что Англия пришла бы на помощь Швеции и появилась бы возможность устроить второй Травендаль, чего ни П., ни датчане не хотели. Поэтому П. и считал, что происшедшее «гораздо нехудо здешнему нашему делу».
[1] Переписка князя А.Д.Меншикова. С. 63.
[2] ГСВ. 1. С. 331.
[4] ПБП. 10. № 3657. С. 84-85.
[5] ПБП. 10. № 3658. С. 85-86.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.