• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-учебный семинар для студентов направления истории НИУ ВШЭ СПб и Берлинского университета имени Гумбольдта

В Берлине состоялся первый этап совместного международного научно-учебного семинара студентов и аспирантов-историков из питерской Вышки ”Культура исторической памяти: Вторая мировая война и политические режимы XX века”.

С российской стороны семинар вели руководитель департамента истории, профессор Александр Семенов и долгосрочный доцент департамента истории и Германской службы академических обменов (ДААД) Дитмар Вульф. С германской стороны в семинаре приняли участие магистры и преподаватели кафедры истории Восточной Европы Университета имени братьев Гумбольдтов в Берлине. Семинар был посвящен культуре памяти о Второй мировой войне и политических режимах XX века в Германии и России. На протяжении недели с 6 по 12 июля студенты и преподаватели двух университетов принимали участие в дискуссиях, сфокусированных на проблемах различных измерений политики памяти о войне, вопросах пересечения и противоречия частного и публичного в разнообразных коммеморативных практиках, проблематизации границ между историей и памятью.

Занятия, основанные на обсуждении теоретических вопросов, сочетались с практическими исследованиями проявления и функционирования памяти о войне в германском обществе. Практические исследования проводились в рамках посещения значимых мест памяти, а затем результаты наблюдения соотносились с материалами общественно-политической дискуссии, которые проходили в немецком обществе по поводу этих памятных мест. Особое внимание уделялось современным музеям и монументам в Берлине, посвященным Второй мировой войне и памяти о нацизме, как наиболее явным объектам в городском пространстве, имеющим массовое воздействие. Участники семинара посетили Германо-российский музей «Берлин-Карлсхорст», расположенный в здании бывшего офицерского клуба, где в ночь с 8 на 9 мая 1945 года был подписан Акт о капитуляции германских вооружённых сил. Современная экспозиция музея посвящена войне на Восточном фронте с 1941 по 1945 годы, напрямую затрагивая противоречия между официальными национальными немецким и российским нарративами о Великой Отечественной войне. Для того чтобы понять, каким образом позиционируются подобные сюжеты в настоящее время, по завершении экскурсии была организованна встреча с директором музея доктором Йоргом Морре, который подробно отвечал на вопросы участников. Помимо этого, состоялись поездки в бывший нацистский концлагерь Заксенхаузен, после чего также состоялась встреча с ведущим научным сотрудником музея доктором Хорстом Сеференсем, посещение мемориалов жертвам Холокоста и нацистского режима в Берлине.

Благодаря международному характеру научно-учебного семинара у участников была возможность сопоставить разные персональные и национальные регистры памяти, что позволило оценить, что общего и чем отличается взгляд представителей разных возрастов и культур на прошлое, историю и память, как это влияет на способы сохранения и воспроизведения представлений о прошлом. В то время, как в официальном российском контексте на протяжении ХХ века заметно преобладал мотив героизации и победы при относительном игнорировании более широкого контекста истории сталинизма в СССР, в Германии тема виктимизации жертв Холокоста и нацизма сталкивается проблемой создания нарратива об участии солдат вермахта в войне.

Дискуссии в ходе семинара выявили различные модели того, как сохраняется, конструируется и транслируется память о Второй мировой войне среди различных социальных групп – от непосредственных участников и очевидцев войны до современной молодежи. В этом отношении, большое значение имела встреча с представителями немецких НКО IDecembrists и Kontakte-Контакты, деятельность которых связана с изучением и сохранением памяти о войне на восточном фронте в современной Германии.

Особо значимым для семинара было погружение в топографию городского пространства Берлина, попытка проследить то, как в современном урбанистическом ландшафте можно найти отражение символической преемственности различных периодов истории города в ХХ веке, какую роль играют монументы в повседневных городских практиках, какую модель памяти они транслируют.

Уникальной чертой научно-учебного семинара является открытый формат дискуссии и неформальные обсуждения между европейскими и российскими студентами, когда все участники могли сами предложить вопросы и темы для обсуждения  в рамках тематики семинара и поделиться своим культурным опытом со сверстниками из другой страны.

Через неделю ожидается вторая часть научно-образовательного семинара – прибытие немецких студентов в Санкт-Петербург, где также запланирована плотная программа дискуссий, поездок и встреч.