Доклады Николая Ссорина-Чайкова и Полины Яровой на XXII Международной конференции «Векторы» в Шанинке
Николай Ссорин-Чайков и Полина Яровая выступили с докладами на XXII Международной конференции «Векторы», которая состоялась 18-21 апреля 2024 г. в Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН, Шанинка), представив результаты своих исследований в рамках проекта РНФ № 23-18-00962 «Экономическая антропология домохозяйства современной России за пределами мегаполисов».
С 18 по 21 апреля 2024 года члены исследовательского коллектива проекта доцент департамента истории Николай Ссорин-Чайков и стажёр-исследователь Центра исторических исследований Полина Яровая приняли участие в XXII Международной конференции «Векторы» Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН, Шанинка). Они выступили с докладами на секции «Молчаливые подземелья производства: социальные исследования труда и социальные исследования как труд» тематического направления программы «Жизнь общества: Социология, юриспруденция и социальные исследования» (модераторы: Григорий Винокуров [СПбГУ] и Степан Петряков [ЕУСПб]).
Программа конференции: https://vectors2024.tilda.ws/program
Доклады были подготовлены в рамках гранта Российского научного фонда № 23-18-00962 «Экономическая антропология домохозяйства современной России за пределами мегаполисов», https://rscf.ru/project/23-18-00962/.
Департамент истории: Доцент
Тезисы доклада
Уйти без слов: топография труда от охоты до отходничества
Согласно одной из ставших знаменитыми формулировок Пьера Бурдье, хабитус, «как и все существенное, принимается как данность, поскольку входит без слов». Что заставляет задуматься над противоположным. Что означает уйти без слов? Что говорит молчание как действие? Или, перефразируя Остина, какие вещи делают при помощи не слов, а красноречивого молчания? Какова работа молчания как действия? Каков труд молчания? Данный доклад посвящен этнографии труда. Я оттолкнусь от эвенкийского «запрета говорить наперед» («нголымо гунэ дюлошки»), особенно важного перед охотой. Но я рассмотрю работу при помощи других способов, а не слов, в домохозяйствах от Сибирского севера до центральной России. В этом докладе мой фокус не на «молчаливые подземелья производства» в отличие от «поверхности» потребления, а на «плоскую онтологию» (Латур) того и другого в труде как обмене действиями, высказываниями и красноречивым молчанием как действием. Я исхожу из того, что труд обладает топографией от охоты до отходничества, где молчание – это и линии побега, и линии господства. (Доклад подготовлен за счет гранта РНФ 23-18-00962 «Экономическая антропология домохозяйства современной России за пределами мегаполисов» https://rscf.ru/project/23-18-00962/)
Центр исторических исследований: Стажер-исследователь
Тезисы доклада
Восстановление крестьянского дома и Святой Руси: труд и работа в этике современного православия
Отталкиваясь от случая ремонта крестьянского дома на территории полуразрушенного (и также восстанавливаемого) православного монастыря на Русском Севере, статья ставит вопрос о соотношении теологии и экономики хозяйственной этики. В центре этнографического анализа данной статьи категории «труда» и «работы» в практике восстановления и на примере настоятеля монастыря и его подопечных. Мой аргумент в том, что спиритуализация «труда» и теологическое понимание «трудника» в условиях восстановления Церкви противопоставляется мирским, экономическим (мирским) стратегиям «работы» и «работника», возможным при привлечении государственного и рыночного финансирования. В статье рассматривается, как методология идеальных типов связи протестантской этики и капитализма (Вебер) может быть применена в контексте православной хозяйственной этики (Забаев). Но цель статьи – указать на несостоятельность бинарных оппозиций, применяемых для интерпретации практик труда и работы в православном монастыре, и необходимость рассматривать их в контексте исторической непрерывности практик и их смыслов. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-18-00962 «Экономическая антропология домохозяйства современной России за пределами мегаполисов», https://rscf.ru/project/23-18-00962/.
В конференции также должна была принять участие старший преподаватель департамента истории Лидия Рахманова с докладом «Полевая работа как страсть к затерянности: немасштабируемость леса и его метафоры», подготовленным для секции «Против метода: к антропологии воображения» тематического направления программы «Состояние человека: Индивид, его психология и философия» (модераторы: Владимир Картавцев [Шанинка], Варвара Гречухина [Шанинка]). Лидия должна была осуществить онлайн-вещание из поля, где она находилась в длительной пятимесячной экспедиции в рамках проекта РНФ № 23-18-00962 «Экономическая антропология домохозяйства современной России за пределами мегаполисов», https://rscf.ru/project/23-18-00962/. Однако начавшееся половодье на реке Обь в районе избушек и рыбацких баз, которые изучала исследовательница, изменило её академические планы: столбы электропередач были снесены льдами и 20 апреля, за 7 часов до начала секции в Москве, электричество во всём околотке отключилось и было восстановлено лишь спустя сутки.
Рахманова Лидия Яковлевна
Департамент истории: Старший преподаватель
Ссорин-Чайков Николай Владимирович
Департамент истории: Доцент
Яровая Полина Романовна
Центр исторических исследований: Стажер-исследователь