• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ирина Михайловна Каспэ об истории субъектности в утопии

9 июня 2023 года Ирина Михайловна Каспэ представила доклад «История утопии, история субъектности: от наилучшего общества к лучшей версии себя» в рамках историко-филологического семинара «История морально-этических понятий политического языка в России XVIII-XIХ вв.» в НИУ ВШЭ СПб.

Ирина Михайловна Каспэ об истории субъектности в утопии

© НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

9 июня 2023 года кандидат культурологии, независимый исследователь Ирина Михайловна Каспэ представила доклад «История утопии, история субъектности: от наилучшего общества к лучшей версии себя» в рамках цикла междисциплинарных научных семинаров «История морально-этических понятий политического языка в имперской России» совместной «Зеркальной лаборатории» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и ТюмГУ. Отталкиваясь от историографических и теоретических рефлексий о природе утопий, исследовательница предлагает переместить центр нашей оптики с утопии как практики общественной организации на поиск субъектности в утопическом.

Важной сцепкой между идеей утопии и рефлексией о субъектности является и хронологическая одновременность их появления в европейском интеллектуальном ландшафте Нового времени. Но помимо некоторой синхронии их возникновения, исследовательница нащупывает и субстанциональную связь, ведь размышления об идеальном обществе наталкиваются на вопрос о личном опыте, его аутентичности и о возможных «негативных» чертах характера, которым в идеальном обществе трудно определить подходящее место.

Ирина Михайловна демонстрирует, что для авторов первых утопий, Томаса Мора и Томазо Кампанеллы, субъектность и её производные стали важной проблемой. Исследовательница показывает, что утопия в их представлении – это мир, свободный от лжи и презентизма, в нем нет ничего искусственного. Тем не менее, такое общество, где всё является самотождественным, где нет нужды в переводчиках, интерпретаторах и адвокатах, сужает и рамки индивидуальности, уникальности полученного опыта: переживания ставится нейтральными, общими для всех. В этом смысле утопия имплицитно содержит в себе элементы (само)ограничения и даже отчуждения, которые впоследствии станут фундаментом антиутопических произведений.

Последующие модерные рефлексии об общественном устройстве зачастую были связаны с поиском «истинного Я», потаённого, сломленного или отчужденного путем идеологических манипуляций, эксплуатации и других «внешних» интервенций. Появление новых парадигм в поле психологии – от психоанализа до бихевиоризма – породило новые способы помыслить идеальное общество и идеального субъекта от отрицания утопии как репрессивного режима до поисков гармонии между личным и социальным.

Цикл семинаров «История морально-этических понятий политического языка в России XVIII-XIХ вв.» проходит под эгидой совместной «Зеркальной лаборатории» НИУ ВШЭ СПб и ТюмГУ «Переосмысливая историю модернизации в имперской России и СССР: парадигмы освоения и развития как практика и языки социального и политического воображения». Семинары ведут руководитель проекта, доцент департамента истории Татьяна Юрьевна Борисова и профессор, руководитель департамента филологии Дмитрий Яковлевич Калугин.

Анонс мероприятия