• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алима Бисенова (Назарбаев Университет) о конструкте «женщины Востока» в колониальном, советском и новом либеральном дискурсах

16 февраля 2023 г. в рамках регулярного научного семинара Центра исторических исследований и департамента истории состоялась публичная лекция Алимы Бисеновой, доцента кафедры социологии и антропологии Назарбаев Университета (г. Астана, Казахстан), под названием «Конструкт «женщины Востока» и проблема ее «спасения» в колониальном, советском и новом либеральном дискурсах».

Алима Бисенова (Назарбаев Университет) о конструкте «женщины Востока» в колониальном, советском и новом либеральном дискурсах

НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Доклад Алимы Бисеновой, основанный на одной из глав ее будущей книги «Лабиринты постколониального дискурса», был посвящен анализу представлений о субальтерном субъекте «женщины Востока» в колониальном, раннесоветском и современном дискурсах. В дореволюционный период дискурс о бесправности женщин Средней Азии и необходимости их спасения сформировался одновременно с усилением колониального давления на территорию и последующим наплывом колонистов из европейской части России. На основе этнографических работ и публицистики дореволюционного периода А. Бисенова продемонстрировала, что в колониальном дискурсе первой половины XIX в. образ жизни казахов описывался как «невежественный», а призывы к особой заботе о женщинах практически отсутствовали. Но уже к концу столетия и особенно в начале XX в. колониальные чиновники начинают воспринимать кочевой образ жизни казахов как социальную проблему и отмечают бесправное положение женщин при таком образе жизни. Особое внимание чиновников в этот период привлекают традиции, которые трактуются как «пережитки». Обращение к проблеме женских прав А. Бисенова объясняет обострением колониального конфликта, в связи с чем усиливается и артикулируется цивилизаторская миссия империи.

В раннесоветский период борьба с традициями становится политикой. На местах эта политика «освобождения женщины» вылилась в борьбу с местными, «неевропейскими традициями» и велась по трем ключевым направлениям: против калыма (платы за выкуп невесты), ношения платка и многоженства. В частности, криминализация калыма в 1922 г. повлекла за собой огромную культурную трансформацию. В свете возможного уголовного преследования за практику калыма в активный обиход вошел свадебный обряд «алып қашу» (похищение невесты), который раннее считался нарушением традиции. Советская «борьба за эмансипацию женщин» в Средней Азии также предлагала различные механизмы включения женщины в общественную жизнь. А. Бисенова отмечает, что эта политика просвещения часто предполагала обобщение опыта разных женщин и поддерживала ориенталистскую оптику, категоризируя их как «женщин Востока», «восточниц» или «отсталых националок».

Критикуя заимствование «западной» феминистской риторики, А. Бисенова обращает внимание, что в современном либеральном дискурсе взгляды на права и положение женщин в Казахстане продолжают формироваться за счет следования ориенталистским клише и штампам. Как и в колониальный и раннесоветский период, сегодня конструирование женщины-субальтерна происходит за счет борьбы с традицией, которая сама по себе является конструктом. Исследовательница предлагает изучать вопрос о современном следовании традициям комплексно, рассматривать их как продукт широких культурных и исторических трансформаций и не исключать агентность женского субъекта.

Ссылка на анонс