• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алима Бисенова (Назарбаев Университет) о конструкте «женщины Востока» в колониальном, советском и в новом либеральном дискурсах

Мероприятие завершено

Центр исторических исследований приглашает всех желающих на публичную лекцию Алимы Бисеновой, доцента кафедры социологии и антропологии в Назарбаев Университете (г. Астана, Казахстан), по теме «Конструкт «женщины Востока» и проблема ее «спасения» в колониальном, советском и в новом либеральном дискурсах». Мероприятие пройдёт в рамках регулярного научного семинара Центра исторических исследований и департамента истории. Вход свободный. Рабочий язык мероприятия – русский.

Спикер

Алима Бисенова

PhD, доцент кафедры социологии и антропологии в Назарбаев Университете

Регистрация

Когда: 16 февраля 2023, 18:00 (UTC+3)
Формат: гибридный. Пожалуйста, заполните короткую форму регистрации.

Аннотация

Алима Бисенова, PhD, доцент кафедры социологии и антропологии в Назарбаев Университете (г. Астана, Казахстан), расскажет, как именно в раннесоветском, а до этого цивилизаторском колониальном дискурсе происходило конструирование субалтерного субъекта «женщины Востока» через борьбу с «пережитками» и «отсталыми традициями». Как известно, в 20-х годах ХХ века советской властью былa объявлена цель «освобождения женщины Востока». К сожалению, в ходе реализации этого проекта эманcипации «женщина Востока» превратилaсь из субъекта в объект освобождения – иррациональный, безвольный и беспомощный. Именно такими – беспомощными и безвольными – «женщины Востока» представлены в классике советского кино (и советского oриентализма) «Белом солнце пустыни». Однако историография этого периода показывает, что женщины не были безвольными субъектами: они чётко осознавали свои интересы и если, несмотря на доминирующий дискурс и политику эмансипации, возвращались в «лоно традиции» (например, предпочитали «сидеть дома», а не работать на специально для них построенной текстильной фабрике), то не потому, что были исключительно иррациональны и забиты, а потому что выбирали собственный сценарий жизни. Основываясь на новых исследованиях об empowerment – расширении возможностей женщины исходя из ее собственных желаний, а не из того, что считается «современным» на данный момент или совпадает с глобальной феминистской повесткой –  докладчик осветит ряд женских судеб за последние сто лет и мозаику «сценариев будущего», которые не обязательно исключают традицию.Критически переосмысливая заимствование «западного» феминизма, который также неоднороден, доклад проблематизирует появление нового «субалтерного» субъекта в Казахстане, а именно субалтерных «безъязыких» женщин, от имени которых выступают другие женщины или мужчины. В постсоветском Казахстане и сейчас продолжается борьба с «отсталыми традициями» и «понятиями» (например, понятием «уят» или институтом «келин»).

Изображение предоставлено Алимой Бисеновой