• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Человек человеку туземец: НИУ ВШЭ СПб и ТюмГУ провели школу междисциплинарного синтеза

24-27 ноября 2022 на базе Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ прошла Осенняя школа «Человеческое, слишком нечеловеческое: наблюдаемый, наблюдатель, поле, город» в рамках совместного проекта НИУ ВШЭ и ТюмГУ «Переосмысливая историю модернизации в имперской России и СССР» («Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ).

Участники Осенней школы НИУ ВШЭ СПб – ТюмГУ

Участники Осенней школы НИУ ВШЭ СПб – ТюмГУ
Источник: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

В течение четырех дней в Институте социально-гуманитарных наук (СоцГум) ТюмГУ проходила Осенняя школа «Человеческое, слишком нечеловеческое: наблюдаемый, наблюдатель, поле, город». Это был междисциплинарный симбиоз антропологии, истории и философии. Школа проводилась в рамках реализации научно-исследовательского проекта «Переосмысливая историю модернизации в имперской России и СССР: парадигмы освоения и развития как практика и языки социального и политического воображения» в рамках проектов «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ. Организаторы Школы: СоцГум, Лаборатория исторической географии и регионалистики ТюмГУ, Центр исторических исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Школа – редкая в последние годы удача ученым и студентам встретиться оффлайн.

Татьяна Юрьевна Борисова, руководитель «Зеркальной лаборатории» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Источник: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Татьяна Борисова, старший научный сотрудник Центра исторических исследований, руководитель «Зеркальной лаборатории» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург:

Я очень рада, что существует такая форма сотрудничества, как подобные Школы. Она очень нужна. Потому что все, кто серьезно занимается сейчас наукой и образованием  от профессоров до бакалавров  чрезвычайно перегружены. Каждый живет в своем мирке со своими дедлайнами, в своей тематике, в своих амбициях. А такие выездные школы позволяют переключиться, пообщаться и вдохновиться опытом других коллег, “подзарядиться”. И когда мы выходим из привычных рамок, то взаимообогащаемся.

Школа посвящена анализу окружающей нас городской среды. Я как историк интересуюсь долгосрочной перспективой – откуда берутся репертуары поведения в ней. На моем занятии я говорила о литературных сценариях перерождения человека в городе у Чернышевского и Достоевского, которые влияли на реальные события в Петербурге 1860-х гг. На этой школе мы классно соединяем атропологический и исторический взгляд на город. Антропологический подход к фиксации определенной реальности в “поле” и дальнейшее построение теоретического объяснения, конечно, отличается от исторической перспективы. Но нас объединяет интерес к человеку и моделям его поведения. 

Что меня радует – так это то, что у нас здесь на совместной школе в Тюмени встретились магистры, бакалавры и аспиранты из разных университетов России. Студенты историки, социологи, философы общаются, спорят и строят сети талантливой академически одаренной молодежи. Это очень крутая молодежь!

На Школе слушатели – ученые и студенты – узнавали о том, как нестандартно вели себя космонавты в космосе и в чем была причина подобных поступков (антропология космоса); насколько велика сила литературных грез (например, как после книги Чернышевского люди стали вести себя, подобно Рахметову); в чем различие трех больших парковых зон Тюмени, как концептуализируются место и пространство в антропологии;  об «антропологии дара», об исследовательском гранте с точки зрения антропологии обмена и т. д.

После докладов шли бурные дискуссии, происходило взаимное обогащение идеями докладчиков и слушателей.

Фёдор Корандей, старший научный сотрудник Лаборатории исторической географии и регионалистики ТюмГУ:

Нынешняя осенняя школа посвящена социальной антропологии, городу, полевой работе в окружающем нас ландшафте. Как наука социальная антропология восходит к этнографии, но сейчас это больше, чем этнография. Это наука о людях в их групповом виде, изучающая  человека как социальное групповое существо. Сегодня стало понятно, что все люди по отношению друг к другу туземцы, и каждый из нас в каждый из моментов может сказать: «Люди немножко отличаются друг от друга». Вот эти различия, которыми человеческое общество в любом виде пронизано – профессиональные, национальные, культурные, религиозные, гендерные – и призвана изучать социальная антропология. Сегодня антропология расширила свой объект до множества других групп: изучаются истории, связанные с городской жизнью, а также экономический, социальный, политический слои современного бытия.

Источник: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Николай Ссорин-Чайков, доцент департамента истории НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург:

Школа посвящена тому, как студентам-бакалаврам, магистрантам и аспирантам можно развивать свои проекты на основе переднего края антропологии и истории. И студенты, и аспиранты за счет такого общения понимают, что такое «взрослая» исследовательская кухня, из чего она состоит.

Денис Сивков, доцент кафедры теоретической социологии и эпистемологии Института общественных наук РАНХиГС (Москва):

Мне кажется, что сегодня, когда возможность исследователей общаться “порвалась”, подобного рода события имеют особую ценность. Мы можем не просто рассказать друг другу какие-то вещи – сама возможность встречаться оффлайн, шутить, задавать вопросы – это уже по нашим временам величайшая ценность: смотреть друг другу в глаза не боясь заразиться, пожимать друг другу руки... Коворкинг СоцГума для нас сегодня – пространство надежды.

Михаил Агапов, ведущий научный сотрудник Лаборатории исторической географии и регионалистики ТюмГУ:

Урбанистика – междисциплинарная область, очень динамично развивающаяся, и десь люди с большим опытом полевых исследований и теоретических концептуализаций. Нам важно свести их вместе, чтобы возникла некая критическая масса, чтобы получились диалог и дискуссия, обмен опытом. Это такой котел, в котором нам всем полезно повариться. Важно, что мы привлекаем исследователей. А исследователь – это и студент, и преподаватель, и даже независимый человек – гражданский активист.

Почему сейчас это нужно? Мы живем в Тюмени, видим, как город застраивается, меняется на глазах, создаются новые городские активности. А университет, вне всякого сомнения, должен быть лидером  процессов изменения городского пространства, процессов осмысления этих изменений – актором, который будет формулировать смыслы и генерировать идеи.

В большом городе у человека есть два страха – «будут смеяться» и «не заметят». По словам участников Школы, на семинаре эти страхи были преодолены.

Ссылка на анонс мероприятия