• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Переосмысливая сибирские модерности: экспедиция в Западную Сибирь и на Урал

С 20 по 29 сентября 2021 студенты-историки приняли участие в экспедиции «Переосмысливая сибирские модерности: концепция региона в локальных исторических нарративах Западной Сибири», в рамках которой они посетили Тюменскую и Свердловскую области. Экспедиция была организована в рамках совместного проекта НИУ ВШЭ и ТюмГУ «Переосмысливая историю модернизации в имперской России и СССР: парадигмы освоения и развития как практика и языки социального и политического воображения» («Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ).

Экспедиция была организована в партнерстве с Лабораторией исторической географии и регионалистики (ЛИГР) Тюменского государственного университета в рамках совместного проекта НИУ ВШЭ и ТюмГУ «Переосмысливая историю модернизации в имперской России и СССР: парадигмы освоения и развития как практика и языки социального и политического воображения» («Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ). Экспедиция стала очередным этапом долгосрочной кооперации департамента истории с Институтом социально-гуманитарных наук ТюмГУ, активно развивающейся с 2017 года.

Вместе с Александром Семеновым, руководителем департамента истории, а также старшим преподавателем департамента Александром Турбиным студенты бакалаврской ОП «История» (Иван Бурмистров, Татьяна Гринюк, Екатерина Гусева, Александра Кудряшова, Александра Недопёкина, Евгений Тимановский) и магистерской ОП «Глобальная и региональная история» (Екатерина Василик, Анастасия Новикова, Екатерина Петренко, Александра Шистерова) посетили Тюмень, Тобольск и Ирбит. В этих городах участники экспедиции реализовали комплексную программу, разработанную совместно с исследователями ЛИГР, побывали в научных, образовательных и культурных учреждениях (музеях, библиотеках, архивах), познакомились с коллегами и студентами ТюмГУ, а также провели с ними несколько рабочих встреч.

Цель экспедиции:

сбор материала для группового студенческого исследования, посвященного поиску ответа на вопрос о месте аналитической концепции «региона» в локальных исторических нарративах о Западной Сибири, с упором на имперские/советские исторические нарративы о модернизации и воображении будущего.

Задачи экспедиции:

  • ознакомление с репрезентацией региональных исторических нарративов в научных, образовательных и культурных учреждениях в г. Тюмень, Тобольск и Ирбит (ключевые музеи, библиотеки, архивы, лаборатория исторической географии и регионалистики ТюмГУ);
  • ознакомление с фондами и материалами, которые используются (или не используются) при репрезентации этих нарративов;
  • анализ того, как региональное краеведческое и научное сообщество использует аналитическую категорию «региона» в нарративах о Западной Сибири;
  • сбор фото- и видеоматериалов, а также описаний того, как исторические нарративы о регионе вписаны в городской ландшафт, репрезентированы в туристической и сувенирной продукции;
  • проведение включенного наблюдения в ключевых туристических локациях городов. На последующем этапе реализации коллективного исследования собранные материалы анализируются на предмет того, как как категория «региона» бытует в локальных нарративах относительно альтернативных категорий (этноса, нации, империи, государства).


"Участие в экспедиции — это не только реализация целей поездки, развитие необходимых навыков и знакомство с новыми историческими направлениями, но и возможность установить свои личностные связи. Поездка познакомила меня с несколькими интересными фондами, источники из которых могли бы быть мной задействованы при написании диссертации. Проект "Открываем Россию заново" — это отличная возможность научить применять теоретические знания на практике".

Анастасия Новикова , студентка 1 курса ОП "Глобальная и региональная история"

 
Участвуя в экспедиции, студенты познакомились с фондами архивов, библиотек и музеев, встретились со специалистами этих учреждений и получили возможность обсудить с ними широкий круг вопросов, касающихся научно-исследовательской, культурной и образовательной жизни региона. В рамках полевой работы студенты разбились на группы и, сфокусировавшись на наиболее интересующих их сюжетах, посетили ряд дополнительных локаций, где также провели масштабную исследовательскую работу.

"Мне понравилось, что график экспедиции был достаточно гибким. У меня не было жёстких ограничений, которые помешали бы проводить исследование по интересующей меня теме. Поскольку мы посетили три разных города (Тюмень, Тобольск и Ирбит), я могла наблюдать и сопоставлять разные истории развития похоронных инфраструктур. Я самостоятельно определяла задачи на день, чтобы совмещать мероприятия и экскурсии, организованные в рамках экспедиции, и общение с информантами".

Александра Недопекина , студентка 4 курса ОП "История"

 
В ходе экспедиции участники экспедиции сделали ряд наблюдений, которые смогли «по горячим следам» обсудить со студентами ТюмГУ и исследователями Лаборатории исторической географии и регионалистики. В формате мини-конференции студенты сделали доклады, в которых представили материалы и наблюдения, собранные в ходе посещения библиотек, архивов и музеев, результаты включенного наблюдения, проведенных интервью, а также анализа литературы. Темы докладов участников экспедиции были посвящены бытованию исторической памяти в регионе (на примере мест памяти о Великой Отечественной войне), особенностям локальных исторических нарративов (на основе анализа музейных экспозиций и нарративов сотрудников музеев, а также на основе анализа риторики «столичности» в репрезентации региональных городов), представленности регионального этнического и религиозного разнообразия в исторических нарративах (на примере евреев, цыган, татар, поляков и немцев) и повседневных практиках (на примере практик захоронения).
В ходе обсуждения докладов студенты получили большое количество вопросов и ценных комментариев со стороны коллег, обсудили вопрос о месте концепции «региона» в локальных исторических нарративах. С этой точки зрения была полностью достигнута цель «погружения студентов в изучаемую реальность для преодоления фундаментального разрыва между теоретическими схемами, усваиваемыми в процессе обучения, и действительностью российской жизни», которая ставится в рамках программы студенческих экспедиций «Открываем Россию заново» Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ.

"Участие в академической экспедиции — это всегда особенная перестройка своего собственного восприятия окружающего мира. Это хороший и очень интересный навык, помогающий находить необычное в уже, казалось бы, таком знакомом образе Сибири. Однако, именно это кажущееся знакомство и резкое его противоречие увиденному явилось главным открытием для меня, я окончательно убедился, что классические представления о развитии, о центре и периферии, о "столичности" полностью рушатся, когда сталкиваются с необычной пестротой Сибирских ландшафтов и нарративов Тюмени и Тобольска. Есть что-то поэтически манящее в разрушении своих былых заблуждений и сомнений — именно это понравилось мне больше всего в этой экспедиции!"

Иван Бурмистров , студент 3 курса ОП "История"


На данный момент по итогам экспедиции готовится аналитический отчёт. В дальнейшем участники экспедиции планируют обсуждение индивидуальных и общих результатов работы в рамках мероприятия Студенческого научного общества департамента истории НИУ ВШЭ. Участниками также подана заявка на конкурс пост-продакшена, в которой они предлагают составить интерактивную карту дневниковых наблюдений и фотоматериалов.