• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Границы истории": Ёсиро Икеда о поиске конституционной монархии в начале XX века

Ёсиро Икеда представил доклад «Почему Еллинек? Почему Германия? Российские либералы в поиске конституционной монархии в начале XX века» в рамках серии семинаров Границы истории.

"Границы истории": Ёсиро Икеда о поиске конституционной монархии в начале XX века

Доктор Ёсиро Икеда (Университет Токио) рассказал о судьбах позднеимперской легальной мысли на примере интеллектуальной биографии Ф.Ф. Кокошкина. Икеда указывает на один из важнейших источников влияния для юристов Российской империи начала века – работы Георга Еллинека. Теории, разработанные Еллинеком в области публичного права и несуверенных государств, не просто проецировались российскими юристами на местные реалии, но скорее перепрочитывались и встраивались в интеллектуальный диалог о природе устройства Российской империи и её правового положения.

Как показывает Икеда, Ф.Ф. Кокошкин, защищая автономное положение некоторых имперских окраин, прежде всего Финляндии, аргументировал эту позицию теорией Еллинека о праве как о процессе взаимного очерчивания границ интереса. Так, попытки ограничить автономию Финляндии были в глазах Кокошкина несправедливыми, потому что интересы княжества приносили в жертву интересам «центра». Стабильность империи, таким образом, зависела не от культурной или легальной гомогенности пространства, но он соблюдения этого баланса интересов. Впоследствии Кокошкин также прибегал к использованию других концептов из «арсенала» Еллинека, таких как «Staatsfragment» и «несуверенное госдуарство», для описания особого положения Финляндии.

Полемизируя о природе Манифеста 17 октября 1905 года, Кокошкин снова вступает в диалог и Еллинеком, но в этом случае он скорее отклоняется от мысли своего немецкого коллеги. Если в теории Еллинека государство является источником всего права, то Кокошкин вводит понятие общественного правового сознания, чтобы указать на агентность общества в качестве равноправного «создателя» права. Согласно мысли Кокошкина, Манифест явился примером «общественного провозглашения». Ситуация «общественного провозглашения» возникает в момент, когда государственное законотворчество вступает в острый конфликт с общественным правовым сознанием, и уже общество берет на себя инициативу открытого провозглашения права. Тем самым, Кокошкин представляет Манифест в качестве совместного усилия государства и общества, а не единоличным решением монарха.

Доктор Ёсиро Икеда, таким образом, демонстрирует сложные траектории миграции идей в поле права и их адаптации к реалиям Российской империи.

Ссылка на анонс мероприятия