"Границы истории", премия Ab Imperio 2020: презентация статьи Ивана Саблина, Жаргала Бадагарова и Ирины Содномовой "Khural Democracy: Imperial Transformations and the Making of the First Mongolian Constitution, 1911–1924"
Иван Саблин, Жаргал Бадагаров и Ирина Содномова, группа исследователей из Гейдельбергского университета (Германия) и лауреаты премии Ab Imperio Award 2020 в категории "Лучшая статья в рецензируемом научном журнале / глава в научном сборнике)", представили расширенную презентацию своей статьи "Khural Democracy: Imperial Transformations and the Making of the First Mongolian Constitution, 1911–1924" в рамках семинара "Границы истории".
Как это уже вытекает из названия, группу исследователей интересует не столько текст первой монгольской конституции, сколько процесс её концептуализации и создания в сложном контексте глобального имперского кризиса 1900-1910-х и имперских трансформаций в России и Цинском Китае в 1911-1919 годах. Авторы стремятся показать, что внутренняя трансформация Монголии и создание институтов парламентской демократии не были простой бутафорской репликой на распространившееся влияние Советской неформальной империи, но были, как и Конституция Монгольской народной республики 1924 года, продуктами долгой разработки как местных, так и внешних по отношению к Монголии религиозных, политических и интеллектуальных элит, которые реагировали на трансформации соседних имперских пространств России и Китая. Для этого авторы вникают в процессы социальной инженерии, переноса и "одомашнивания" институтов, языка и практик из соседних политий, в первую очередь имперской и революционной России.
Одной из главных составляющих работы исследователей является лингвистический анализ трансформации монгольской политики, которая ярче всего проявлялась в попытках приспособить множество разных по значению понятий монгольского языка к модерным понятиям, таким как "парламент". Играя с различными стандартами разговорного, книжного, административного языка и выбирая нужные слова и понятия внешнего и внутреннего происхождения, политические деятели переопределяли монгольский политический ландшафт. Интересным было обсуждение вопроса о намерениях этих деятелей, ведь многие политики и интеллектуалы по-разному определяли будущее Монголии, применяя, соответственно, разный политический язык. Например, процесс государственного строительства воплотился сначала в независимости Внешней Монголии от Китая в 1913 году и протекторате Российской империи, а затем в создании Государственного Хурала по образцу ведущих держав в 1914 году. Однако государственное строительство рассматривалось некоторыми интеллектуалами, такими как Н. Богданов, только лишь как один из шагов по созданию монгольской нации на основании синтеза языка и практик российского и бурятского сообществ.
Рассмотрение роли Монголии в региональной перспективе также важно, так как в условиях серьезных потрясений в Восточной Евразии 1910-1920-х ее внутренняя трансформация наложилась на множество дискуссий о будущем региона в целом. Монгольский проект неразрывно связан с влиянием революции в России, становясь в этот период одновременно полем для воспроизводства локального дискурса о регионализме, воплощением идеи противовеса советской власти или, напротив, оплотом нового советского империализма в регионе, который вступал в противостояние как с пространством Гоминьдановского Китая, так и с паназиатизмом Японской империи.
Таким образом, авторы смогли показать, что история монгольской "демократии Хурала" может быть помещена в широкий контекст и включает в себя не только историю о зависимости, но и о независимости. Безусловно, хотя с 1911 года в среде монгольских политиков и интеллектуалов было больше дискуссий о выборе внешнего гаранта (будь то Россия/СССР, Китай или Япония), чем о полной политической независимости, статья убедительно показывает, что история монгольской трансформации имеет свой собственный внутренний контекст.
Ссылка на анонс мероприятия
Центр исторических исследований: Стажер-исследователь