• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

VI международная летняя школа департамента истории "Топография имперской власти" успешно состоялась в формате оффлайн

05-27 сентября 2021 года 16 студентов из немецких университетов приняли участие в международной летней школе департамента истории "Топография имперской власти: политическое и культурное пространство Санкт-Петербурга", проведённой при щедрой поддержке Германской службы академических обменов (DAAD) в сотрудничестве с департаментом истории Восточной Европы (Гёттингенский университет) партнёром департамента истории по запущенной в 2021 году магистерской программе двойного диплома "Глобальная и региональная история / Global and Regional History". Это одна из немногих международных летних школ Вышки, которая в 2021 году смогла состояться в очном формате.

Программа включала в себя экскурсии и социальные мероприятия, семинары по истории и по русскому языку. Семинары с экономическим, социальным и политическим ракурсом на историю Российской империи провели преподаватели департамента истории НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге: А. Котенко, Л. Эррен, Т.Ю. Борисова, А.В. Бекасова, М.В. Лоскутова. Для участников также были организованы экскурсии по городу и за город с преподавателями Вышки, а Филлип Шрёдер (Геттингенский университет) провел экскурсию по станциям метрополитена, которые, как известно, являются особым подземным шедевром. Участники имели возможность принять участие в программах некоммерческих организаций, затрагивающих социальную и гендерную тематики.

У ребят из Германии были свои "напарники" (buddy) из числа студентов Вышки, с которыми они могли проводить свободное от официальной программы время, впитывая атмосферу города.

© HSE University - St. Petersburg

Тимур Шмидт, Кёльнский Университет, Исследования Центральной и Восточной Европы

Я всегда хотел посетить Россию, и Летняя школа предоставила мне прекрасный шанс для этого. Три недели – неплохой период, чтобы узнать город. Хотелось бы еще раньше узнать о программе DAAD-GoEast и о возможности приехать в Санкт-Петербург.

Каждый день у нас были занятия или экскурсии, в свободное время мы посетили много красивых мест. Я мало что знал о имперской главе российской истории, поскольку специализируюсь на советском времени. Сейчас уже я много выучил о Санкт-Петербурге как столице царской империи.

Я могу сравнить Петербург с Парижем и Гамбургом. А люди, особенно молодые, очень напоминают мне берлинцев.

Курсы по русскому языку мне очень помогли. Это был продвинутый курс, так что сложно было найти единую почву, но я много всего выучил. У меня до сих пор проблемы с грамматикой и с письмом, так что курсы были полезны, да. Я стараюсь говорить и по-русски, чтобы улучшать мои навыки.

[говорит на русском] Мне очень нравится Петербург и мне программа очень понравилась. У меня очень хорошие отношения с Асилбеком [напарником], потому что мы оба казахи и очень хорошо дружим. Много раз с ним мы гуляли, были в музее политической истории России, на базаре, посетили Мечеть и Исаакиевский собор. И так в общем он мне очень много помогал.

© HSE University - St. Petersburg

Табеа Дидрих, Гёттингенский Университет, История и политические науки

Я впервые в России. В школе мы много изучали немецкую историю, но мало историю России и Советского Союза. Мне очень интересна эта тема. Я считаю, что эта программа – прекрасный шанс узнать больше. Я под впечатлением от архитектуры, фасадов зданий, думаю, поездка по Петербургу – это прекрасная возможность «увидеть» историю. Очень рада, что я здесь и могу видеть что-то наподобие Эрмитажа.

В Германии было немного теплее, чем здесь, но сейчас я вполне довольна погодой. Она неразрывна связана с городом, город как бы адаптирован к ней: фонари такие теплые и уютные, и здесь уютно, хотя иногда идет дождь. Это интересно (улыбается).

На семинарах по русскому языку мы изучали разную грамматику, слова; много чего я уже и забыла. Большинство слов – часто базовые, думаю, это отправная точка, чтобы учить язык дальше. Было трудно, особенно потому, что я пропустила два занятия в пятницу и в понедельник. Мы изучали глаголы, прилагательные, окончания… да, окончания – самое сложное, потому что ты все время должен их менять, это трудно (смеется). Во французском проще учить артикли, чем здесь менять окончания, потому что это непривычно для нас. Я хотела бы говорить больше по-русски, но это не всегда возможно. В повседневной речи я использую лишь слова вроде «спасибо» и «до свидание». У нас на занятиях не было много времени, чтобы говорить, потому что для начала необходимо бы подучить грамматику.

© HSE University - St. Petersburg

Анастасия фон Гильза, Геттингенский Университет, История и Антропология

Я хочу увидеть мир, и приехать в Санкт-Петербург всегда было моей мечтой. У меня сложилась такая картинка: зимой в Питере в пальто выхожу из оперы…, да, я была взволнована, что приеду в этот город. Должна сказать, что знала русских и до этого, так что имела представление о культуре. Я была в школе-интернате в Германии и познакомилась с многими русскими там, знала кое-что о культуре страны, была в Белоруссии. Но теперь было интересно три недели изучать уже саму Россию.

У нас веселая группа. На первых порах было сложновато поддерживать динамику, но сейчас все супер. Мы поддерживаем друг друга, обмениваясь впечатлениями о городе, здесь мы все вместе, вся поездка замечательна.

<…> Мы очень полюбили бадди Майке, Катю, и ее кузину, у нас появились новые друзья, друзья из России; может быть, Катя приедет в Геттинген. Я счастлива, что встретила ее, потому что опыт, я полагаю, более реален, когда встречаешься с русскими студентами.

© HSE University - St. Petersburg

Фелисиен Юсс, Свободный Университет Берлина, Политические и социальные науки

В настоящее время я обучаюсь в Германии, хотя являюсь гражданином Франции. Я бы сказал, что поездка в Россию – моя детская мечта. Я увлечен Россией где-то лет с пяти: ее историей, имперским прошлым, большими территориями. Помню, когда мне было шесть лет, я мог целый час глядеть на карту мира, особенно внимательно на Россию, возможно, как на некую европейскую шахматную доску. Я понял, что мне подворачивается подходящий случай изучить страну. Мне интересна история как Советского Союза, так и Российской империи. Во Франции я никогда не встречал русских, но в Берлине да, было дело. В моем студенческом городке, где живу, в апартаменте рядом с нами было много русских и, думаю, это была первая встреча.

Конечно, здесь попрохладнее и ветренее, полагаю, из-за Балтийского моря. Но человек склонен ко всему приспосабливаться со временем, а я вот не привык к бабьему лету с температурой около 10 градусов.

Много всего было, не могу выделить особенную какую-то достопримечательность. Мне запала в душу Нева и каналы, потому что я гребец; интересно проследить их историю, интересно говорить о военно-морском. В моих воспоминаниях о городе точно останется морская его стихия.

© HSE University - St. Petersburg

Александер Чжу, Фрайбургский университет, Китайский язык и история

Самым запоминающимся местом оказалась организация, которую я посетил вчера. Забыл название, вроде “Антонтут” [“Антон тут рядом”], фонд, помогающий людям с аутизмом. Мое впечатление о русских было, что они сдержанные и немного холодные в общении. Они не производили впечатление особенно творческих, но когда я пришел туда, то обнаружил скрытый источник креатива, потому что много художников и мастеров учат людей с аутизмом, как работать с керамикой. Они работают на крупные компании, создавая что-то для ИКЕА, например. Это очень интересно.

В первый день в Санкт-Петербурге я потерялся, телефон умер – зарядка села, я не мог найти дорогу домой. Подошел к двум мимо проходящим девушкам, они и помогли мне. Вместе мы дотопали до автобусной остановки. <…> У нас много общего с русскими студентами. Мы молоды, с западными взглядами или открытостью к западной культуре.

Сейчас я хочу закончить бакалавриат по своей программе, затем магистратуру. После я должен буду проработать два года в школе, чтобы стать учителем средней школы. Позднее подумываю пойти на PhD программу и написать диссертацию.

Советы будущим участникам Летней школы

Табеа Дидрих: Мой совет – абсолютно точно упакуйте зонт и теплую одежду с собой. Действуйте спонтанно и сосредоточьтесь на атмосфере, общайтесь и проводите больше времени с людьми, чтобы развлечься и узнать закоулки города, о которых, может быть, вы и не узнали бы иначе.

Александер Чжу: Во-первых, поизучайте немного Россию до того, как приедете сюда. Во-вторых, наслаждайтесь культурной программой, сходите в театр, потому что он очень хорош. В-третьих, возьмите с собой достаточно наличных, потому что карта может не работать. В-четвертых, скачайте приложение Яндекс.Такси, если собираетесь остаться где-то допоздна, потому то метро закрывается в 12 ночи; так что будет полезно заказать такси. В-пятых, не связывайтесь с подозрительными такси на улице.

Фелисиен Юсс: Мой совет будущим поколениям – не забыть теплые и непромокаемые вещи, конечно. До того, как отправиться в Летнюю школу, отдохнуть и набраться сил, чтобы быть здоровым и подготовленным, потому что предстоит интенсивный месяц практически возможности вновь передохнуть! Конечно, иногда давайте себе паузу, чтобы выдохнуть, невозможно быть везде и сразу, это нормально; в какой-то момент будет риск очень устать или приболеть из-за нового климата и беспрерывного интенсива. Это случилось с многими из нас, почти с каждым, я исключение. Советую также почитать до поездки о городе и окрестностях, чтобы подготовить для себя самостоятельную программу.

Не отказывайте себе в выездах на природные места далеко отсюда, такие как Ладожское озеро (самое большое озеро в Европе, в 30 раз больше Женевского озера, целый океан!) Проявляйте инициативу! Но старайтесь найти наилучший компромисс с академической программой, которая многое даст.

Интервью проведены и материал подготовлен Верой Гармановой, студенткой 3 курса Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербург