• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что значит быть постдоком в ВШЭ? Опыт Ксении Максимовцовой

В НИУ ВШЭ реализуется программа российских постдоков. Своим опытом участия в программе делится Ксения Максимовцова.

Что значит быть постдоком в ВШЭ? Опыт Ксении Максимовцовой

Весной 2018 года Высшая школа экономики запустила крайне любопытный эксперимент – программу российских постдоков. В то время как международные кампании по привлечению иностранных специалистов являются неотъемлемой частью жизни и имиджа Вышки, программа российских постдоков — это уникальное явление для российского высшего образования. Сама концепция постдоков пришла к нам из западной науки, где данная позиция зачастую является одной из важных ступеней на пути к профессуре, своеобразным «буфером» между PhD и постоянной позицией. Высшая школа экономики решила перенять такую практику и дать возможность талантливым молодым ученым из различных регионов России, а также зарубежным специалистам получить исследовательский опыт в одном из топовых российских университетов. Таким образом, в сентябре 2019 года я стала участником второго потока программы и приступила к своим обязанностям в качестве научного сотрудника в Центре исторических исследований.

Поскольку я окончила зарубежную программу PhD в Германии и успела пожить жизнью постдока в немецком университете, я могу сказать, что концепция постдока отличается от российской, однако обладает и схожими чертами. В Германии постдок – это важная часть карьерного пути молодого ученого, по-немецки называется «хабилитация», в социальных и гуманитарных науках постдок еще принято называть «второй книгой». Это принципиально новый исследовательский проект, который значительно отличается от PhD диссертации по тематике, методологии, теоретическому подходу. Данная ступень необходима для того, чтобы молодой ученый продемонстрировал весь спектр своих исследовательских возможностей и компетенций и в идеале издал вторую монографию. Завершение хабилитации дает возможность претендовать на место профессора в немецком университете или НИИ.

Программа российских постдоков не предусматривает возможности так называемой «хабилитации», но так же, как и ее немецкий аналог, нацелена на привлечение молодого ученого к интересному и новому исследованию. Постдоку предоставляется автономность и (по желанию) свобода от преподавательской нагрузки, что дает возможность полностью сфокусироваться на написании научных статей. Постдок работает под руководством опытного ученого и наставника, коим в моём случае является Александр Михайлович Семёнов.

В ходе программы я была привлечена к работе над международным исследовательским проектом «Пост-имперское разнообразие» (совместный проект Центра исторических исследований НИУ ВШЭ СПб, Карельского института Университета Восточной Финляндии и Института Макса Планка по изучению религиозного и этнического разнообразия (Гёттингенский университет, Германия)). В рамках данного проекта я подготовила статью “Governance of Ethnolinguistic Diversity in Post-Soviet Ukraine: Between a Pressing Need to Protect the State Language and the Rights of National Minorities”, где рассматривала контекст формирования этнолингвистического режима в Украине в момент распада СССР (конец 1980-ых гг. – начало 1990-ых гг.) и то, как статус русского языка стал камнем преткновения в конституционных дебатах между представителями разных политических сил в период ранней независимости Украины. Помимо данной статьи, в 2020 году вышла моя статья в журнале East European Politics and Societies & Cultures, посвященная секьюритизации статуса украинского и русского языка в украинских блогах и на новостных сайтах в период с конца 2013 года по 2015 год. На данный момент я также занимаюсь доработкой статьи, посвященной реформе школ национальных меньшинств в Латвии в период с 2004 по 2019 гг.

Неоспоримым преимуществом позиции постдока является ее автономность и свобода от административных и преподавательских обязанностей, что позволяет сфокусироваться на публикациях и «улучшении» своего резюме, а это ключевой фактор для развития карьеры молодого ученого. Кроме того, позиция постдока предполагает активное участие в жизни Центра. Центр исторических исследований регулярно организует семинар «Границы истории», на который приглашаются известные специалисты, международные конференции, симпозиумы и семинары. Международная ориентированность Центра позволяет общаться с известными и признанными учеными не только из России, но и из других стран, заводить знакомства и участвовать в научно-исследовательских коллаборациях. Таким образом, постдок полностью погружается в научно-исследовательскую среду и получает стимул к дальнейшим научным достижениям.

Помимо работы над публикациями, позиция постдока позволила мне качественно «улучшить» свое резюме и сфокусироваться на таких аспектах карьеры, как международные конференции, стажировки в зарубежных университетах и НИИ, приглашение в качестве эксперта. За год работы я приняла участие в трех конференциях, выступила в качестве keynote speaker на пресс-конференции в Риге, где представила свою монографию Language Conflicts in Contemporary Estonia, Latvia, and Ukraine, а также прошла стажировку в Институте исследований Восточной и Юго-Восточной Европы им. Лейбница (IOS Regensburg) в Германии. Я считаю, что этот год, в течение которого я работала постдоком в Вышке, был очень насыщен событиями и стал важным этапом в моей научной карьере. Мой руководитель и коллеги смогли обеспечить комфортные условия работы постдоком. Я уверена, что данная программа должна стать одной из приоритетных для Высшей школы экономики, так как дает возможности для молодых ученых из российских регионов поработать в одном из лучших университетов России.