"Границы истории": Сюзанна Шаттенберг о величии и трагедии Леонида Брежнева
30 мая 2019 года на семинаре по границам истории был представлен доклад Сюзанны Шаттенберг: "Леонид Брежнев: Величие и трагедия человека и страны". Сюзанна Шаттенберг – профессор Бременского университета, глава центра по изучению Восточной Европы. Представляя докладчика, глава департамента А.М. Семенов подчеркнул, что исследование Шаттенберг поднимает важную и редкую тему границы между историей и неисторией, прошлым и современным. Доклад посвящен той части 20 века, которая резонирует современной политической конъюнктуре.
После Сталина Леонид Брежнев дольше других руководил СССР, оставаясь у власти на протяжении 18 лет. На Западе он больше известен как ястреб холодной войны, преследователь диссидентов и тот, кто ввел войска в Прагу и в Кабул. На самом же деле Брежнев неоднократно подчеркивал недопустимость повторения террора, согласился на пражскую весну и не желал ввода войска в Кабул. Его главным приоритетом был прочный мир и сближение с Западом. Каждая часть доклада сопровождалась фотографиями и их интерпретацией, так как письменных источников относительно, к примеру, его детства или юности, крайне мало.
Брежнев родился в 1906 году в Каменском. Вопреки официальной точки зрения ни он, ни члены его семьи не были большевиками. Брежнев происходил из рабочей семьи, стремившейся преуспеть в жизни. Мать Брежнева, довольно верующая женщина, мечтала о том, что ее сын станет инженером и будет обладать собственным домом и автомобилем. Отец хотел, чтобы сын стал дипломатом. Сам Брежнев мечтал стать актером. В Курске он играл в театральной группе, подрабатывал статистом, но все же поступил учится на инженера в Каменский металлургический институт имени Арсеничева. Когда университетские годы подошли к концу, ничто не указывало ни на карьеру в партии, ни тем более на пост генсека, но партийное восхождение оказалось инициировано сверху. Начало его карьеры пришлось на невероятно сложные времена Большого Террора. Однако, в отличие от многих, Брежнев не требовал разоблачения врагов и не поддавался всеобщей истерии. В 1938 году состоялась его первая, но не последняя встреча с Хрущевым, который в дальнейшем станет его главным покровителем. Фотографии, многие из которых после 30-ых не публиковались, демонстрируют, насколько Брежнев и Хрущев симпатизировали друг другу. Хрущев позвал его в ЦК и в начале сделал секретарем, ответственным за космонавтику, а потом председателем президиума.
Сюзанна Шаттенберг доказывает, что Брежнев пытался преодолеть последствия правления Сталина и Хрущева, повысить уровень жизни в стране. При Брежневе никто из партийных чиновников не должен был бояться ареста или конца карьеры, были возобновлены многие ритуалы Политбюро, которые требовали участия всех его членов. И даже когда приходилось снимать соперников с поста, Брежнев старался обеспечить выполнение всех процедурных вопросов. Главным приоритетом внутренней политики Брежнева было улучшение уровня жизни населения. Внешней – предотвращение третьей мировой войны, прочный мир, сближение с Западом и новая система безопасности в Европе. Вопрос состоял в том, как достичь этого во времена холодной войны?
Брежнев решил собственными усилиями прорваться сквозь всеобщее недоверие. Он стремился к тому, чтобы его воспринимали в качестве партнера западного типа, обычного человека из плоти и крови. В 1971 году он предпринял первое самостоятельное политическое действие – пригласил канцлера Вилли Брандта на выходные в Крым. Во время их встречи не было ни министров, ни председателя совета министров. Это была встреча с глазу на глаз, которая доступна нам только на фотографиях. С дипломатической точки зрения переговоры были курьезом. Зато с исторической она сыграла свою роль. Главы двух государств не только отказались от галстуков и костюмов, но и появились в плавках: двое мужчин, которым нечего было скрывать. Всего через 6 недель после встречи с Брандтом Леонид Ильич отправился в свой первый государственный визит на Запад, к Помпиду. В 1972-1973 году состоялись его встречи с президентом США Ричардом Никсоном. Во время всех государственных визитов и встреч Брежнев пытался доказать, что он не жесткий аппаратчик, а раскованный политик западного типа. Тем не менее, в своем стремлении не производить впечатление догматика, Брежнев иной раз мог перейти границы, нарушив негласный кодекс приличий, пристойных главе государства. Его поведение не раз вызывало недоумения, а эти перегибы интерпретировались как "типично русские". Советский лидер ставил доверие на первое место. То, что он создал в 1969 году как канал, связывающий двух деятелей только при помощи немногих доверенных, было настоящей редкостью в современной политике. Тем не менее, успех всего за 3 месяца обернулся поражением. В 1974 неожиданно умирает Помпиду, а Брандт и Никсон подают в отставку. Подписание Хельсинского акта 1 августа 1975 года обернется началом нового периода недоверия. Одновременно у Брежнева начнутся проблемы со здоровьем. В течение второй половины 70-ых он два раза предлагал Политбюро свою отставку. Но будучи такими же старыми и больными, как и он сам, они ее отклоняли. Вместо этого, начиная с 1973 года, они создали культ Брежнева. Чем старее он становился, тем более восхваляла его партия и тем более смешное впечатление производила эта инсценировка. Многие его соратники впоследствии скажут о том, что, уйдя в отставку в 1976 году, Брежнев бы мог остаться памяти как бодрый и успешный борец за мир и благосостояние народа. Но вместо этого он стал эмблемой "застоя", остался в массовом сознании пожилым аппаратчиком, персонажем из анекдотов.
После Сталина Леонид Брежнев дольше других руководил СССР, оставаясь у власти на протяжении 18 лет. На Западе он больше известен как ястреб холодной войны, преследователь диссидентов и тот, кто ввел войска в Прагу и в Кабул. На самом же деле Брежнев неоднократно подчеркивал недопустимость повторения террора, согласился на пражскую весну и не желал ввода войска в Кабул. Его главным приоритетом был прочный мир и сближение с Западом. Каждая часть доклада сопровождалась фотографиями и их интерпретацией, так как письменных источников относительно, к примеру, его детства или юности, крайне мало.
Брежнев родился в 1906 году в Каменском. Вопреки официальной точки зрения ни он, ни члены его семьи не были большевиками. Брежнев происходил из рабочей семьи, стремившейся преуспеть в жизни. Мать Брежнева, довольно верующая женщина, мечтала о том, что ее сын станет инженером и будет обладать собственным домом и автомобилем. Отец хотел, чтобы сын стал дипломатом. Сам Брежнев мечтал стать актером. В Курске он играл в театральной группе, подрабатывал статистом, но все же поступил учится на инженера в Каменский металлургический институт имени Арсеничева. Когда университетские годы подошли к концу ничто не указывало ни на карьеру в партии, ни тем более на пост генсека, но партийное восхождение оказалось инициировано сверху. Начало его карьеры пришлось на невероятно сложные времена Большого Террора. Однако, в отличие от многих Брежнев не требовал разоблачения врагов и не поддавался всеобщей истерии. В 1938 году состоялась его первая, но не последняя встреча с Хрущевым, который в дальнейшем станет его главным покровителем. Фотографии, многие из которых после 30-ых не публиковались, демонстрируют насколько Брежнев и Хрущев симпатизировали друг к другу. Хрущев позвал его в ЦК и в начале сделал секретарем, ответственным за космонавтику, а потом председателем президиума.
Сюзанна Шаттенберг доказывает, что Брежнев пытался преодолеть последствия правления Сталина и Хрущева, повысить уровень жизни в стране. При Брежневе никто из партийных чиновников не должен был бояться ареста или конца карьеры, были возобновлены многие ритуалы Политбюро, которые требовали участия всех его членов. И даже, когда приходилось снимать соперников с поста, Брежнев старался обеспечить выполнение всех процедурных вопросов. Главным приоритетом внутренней политики Брежнева было улучшение уровня жизни населения. Внешней - предотвращение третьей мировой войны, прочный мир, сближение с Западом и новая система безопасности в Европе. Вопрос состоял в том, как достичь этого во времена холодной войны?
Брежнев решил собственными усилиями прорваться сквозь всеобщее недоверие. Он стремился к тому, чтобы его воспринимали в качестве партнера западного типа, обычного человека из плоти и крови. В 1971 году он предпринял первое самостоятельное политическое действие – пригласил канцлера Вилли Брандта на выходные в Крым. Во время их встречи не было ни министров, ни председателя совета министров. Это была встреча с глазу на глаз, которая доступна нам только на фотографиях. С дипломатической точки зрения переговоры были курьезом. Зато с исторической она сыграла свою роль. Главы двух государств не только отказались от галстуков и костюмов, но и появились в плавках: двое мужчин, которым нечего было скрывать. Всего через 6 недель после встречи с Брандтом Леонид Ильич отправился в свой первый государственный визит на Запад, к Помпиду. В 1972-1973 году состоялись его встречи с президентом США Ричардом Никсоном. Во время всех государственных визитов и встреч Брежнев пытался доказать, что он не жесткий аппаратчик, а раскованный политик западного типа. Тем не менее, в своем стремлении не производить впечатление догматика, Брежнев иной раз мог перейти границы, нарушив негласный кодекс приличий, пристойных главе государства. Его поведение не раз вызывало недоумения, а эти перегибы интерпретировались как «типично русские». Советский лидер ставил доверие на первое место. То, что он создал в 1969 году как канал, связывающий двух деятелей только при помощи немногих доверенных, было настоящей редкостью в современной политике. Тем не менее, успех всего за 3 месяца обернулся поражением. В 1974 неожиданно умирает Помпиду, а Брандт и Никсон подают в отставку. Подписание Хельсинского акта 1 августа 1975 года обернется началом нового периода недоверия. Одновременно у Брежнева начнутся проблемы со здоровьем. В течение второй половины 70-ых он два раза предлагал Политбюро свою отставку. Но будучи такими же старыми и больными, как и он сам, они ее отклоняли. Вместо этого, начиная с 1973 года, они создали культ Брежнева. Чем старее он становился, тем более восхваляла его партия и тем более смешное впечатление производила эта инсценировка. Многие его соратники впоследствии скажут о том, что, уйдя в отставку в 1976 году, Брежнев бы мог остаться памяти как бодрый и успешный борец за мир и благосостояние народа. Но вместо он стал эмблемой «застоя», остался в массовом сознании пожилым аппаратчиком, персонажем из анекдотов.
Центр исторических исследований: Стажер-исследователь