• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Н.М. Карамзин и РККА: февраль в Мемориальной библиотеке Ричарда Стайтса

Центр исторических исследований и Образовательная программа "История" НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург продолжают совместный студенческий проект, посвященный популяризации Мемориальной исторической библиотеки Ричарда Стайтса

Февральский обзор посвящен двухсотлетию выхода в свет канонического труда по истории России "История государства Российского" Н.М. Карамзина, а также столетию создания Рабоче-крестьянской Красной армии. В библиотеке Стайтса с пользой провели время Ярослава Александрова, Маргарита Дудакова и Полина Разнотина.


200 лет назад, 9 февраля 1818 года в Петербурге вышли в свет первые восемь томов "Истории Государства Российского" Николая Карамзина – российского историка и основоположника идеологии консерватизма.  Нарисованная им картина русской истории надолго стала канонической.


Richard Pipes, Karamzin’s Memoir on Ancient and Modern Russia: A Translation and Analysis. Cambridge: Harvard University Press, 1959.
Шифр в библиотеке: 947 P 68

В советской исторической науке было принято традиционным считать развитие своего государства в XIX веке лишь «расширенным введением» в череду последующих революций и установление режима власти большевиков. Эта книга, написанная американcким учёным Ричардом Пайпсом, призвана пролить свет на малоизученный аспект истории Российской империи, именуемый «традицией консерватизма» и взглянуть на неё сквозь призму взглядов и идей Николя Михайловича Карамзина. Анализируя малоизученную на момент 1950-ых годов «Записку о древней и новой России», автор отвечает на два значимых вопроса, которых так тщательно старались избегать советские историки: что побуждало российских императоров придерживаться столь безнадёжного, как оказалось впоследствии, политического курса и в чём же всё-таки заключались истоки верности как правительства, так и народа, идее абсолютистской власти. Органично вписывая фигуру российского историка в контекст событий XVIII-XIX столетий и делая его проводником в мир консервативной традиции, Ричард Пайс, таким образом, заполняет видимые лакуны в истории жизни Российской империи, что позволяет сделать её изучение более полноценным.

 

Andrzej Walicki, A History of Russian Thought from the Enlightenment to Marxism. Stanford: Stanford University Press, 1979.
Шифр в библиотеке: 320 W 18

Книга польского историка Анджея Валицкого, по праву, стала одним из первых фундаментальных трудов по интеллектуальной истории России, истории людей, творивших идеи. Охватывая период от правления Екатерины II и до Первой русской революции, автор преподносит поистине впечатляющую картину общественно-политических и мировоззренческих исканий, воззрений и дискуссий. В одной из её глав подробно описывается двойственная природа мысли первой четверти XIX столетия, базирующаяся, с одной стороны, на консерватизме Николая Михайловича Карамзина, и, с другой стороны, на революционизме стремительно развивавшегося движения декабристов. Сопоставляя и выявляя существенные различия между их взглядами и идеями, Анджей Валицкий всё же приходит к важному выводу о том, что и те, и другие были сформированы одними и теми же причинами и имели существенное влияние на последующее развитие Российского государства. Написанная ясно и занимательно, эта книга может быть интересна как специалистам, так и широкому кругу читателей, увлечённых судьбами русской мысли и духовно-идеологической культуры.

 

Marc Raeff, Russian Intellectual History: an Anthology. New York: Harcourt, Brace & World, 1966.

Шифр в библиотеке: 947.06 R 14

В своей антологии Марк Раев, американский историк, представляет краткую историю мысли времён Российской империи. Через тщательно собранные по кусочкам небольшие, но значимые по своей проблематике сочинения, он показывает, что в действительности волновало умы представителей российской интеллигенции, среди которых был и Николай Карамзин. Три его статьи «О любви к Отечеству и народной гордости», «О книжной торговле и любви ко чтению в России» и «Предисловие к Истории государства Российского», бережно переведённые на английский язык, в полной мере раскрывают взгляды и идеи российского историка, до самой смерти остававшегося верным своему Отечеству, его «сынам» и культуре.


 

James Cracraft, Major Problems in the History of Imperial Russia. Lexington: D. C. Heath and Company, 1994.
Шифр в библиотеке: 947 M 19

Джеймс Кракрафт в своей книге предлагает на рассмотрение уникальное собрание эссе и документов, относящихся к истории времён Российской империи. Как пишет сам автор, она может быть полезна не только студентам, желающим развить в себе навыки исторического анализа и критического мышления, но и всем тем, кто хотел бы более подробно углубиться в изучение основных проблем империи и альтернатив её развития на пороге революции 1917 года. «Записка о древней и новой России» Карамзина, написанная в 1811 году и удачно вошедшая в этот сборник, в сжатом виде содержит идеологическую программу многотомной «Истории государства Российского», над которой автор будет работать ещё до конца жизни. Но важнее то, что именно в этом развёрнутом меморандуме Карамзин впервые привлекает внимание к тёмной стороне петровских реформ и ставит ряд проблем, которые будут позднее занимать западников и славянофилов, идеи и мысли которых разовьются в 30-50-ые года XIX столетия.

 

Alexander M. Martin, Romantics, Reformers, Reactionaries: Russian Conservative Thought and Politics in the Reign of Alexander I. Dekalb: Northern Illinois University Press, 1997.
Шифр в библиотеке: 947 M 35

В работе “Романтики, реформаторы, реакционеры: русский консерватизм и политика в эпоху правления Александра I” историк Александр М. Мартин объясняет становление и развитие консерватизма в первой четверти XIX века, связывая его особую «популярность» с Наполеоновскими войнами и Французской революцией, оказавших значительное влияние на известные умы империи. Анализируя широкий спектр источников, включающих в том числе и труды Николая Михайловича Карамзина, а также, связывая интеллектуальную и культурную жизнь Российского государства с национальной политикой, он определяет сложившиеся группировки консерваторов, их взгляды и положения, а также роль в развитии внешней и внутренней политики. В частности, становится очевидным то, что именно развитие идей национализма и русской консервативной мысли, давление её идеологов на высшие политические круги стимулировали Александра I коренным образом изменить политический курс и отказаться от прежнего плана либеральных преобразований. Книга Александра М. Мартина будет полезна всем тем, кто исследует политическую культуру России и непосредственно развитие идеологии консерватизма, поскольку в действительности работ, связанных с её изучением, по-прежнему мало.

 

W. Bruce Lincoln, Nicholas I, emperor and autocrat of all the Russians. Bloomington: Indiana University Press, 1978.
Шифр в библиотеке: 947.07 L 75

В попытке объективно описать правление Николая I Брюс Линкольн, погружая фигуру императора в его исторический контекст, представляет свой труд как один из самых надёжных для изучения студентами. Несмотря на достаточную лёгкость повествования, американский историк подробно иллюстрирует время «апогея самодержавия» в России, раскрывая не только саму личность императора, но и влияние на него представителей интеллигенции и придворных кругов. Так, своим видением на роль самодержавного монарха как на исполнение священной миссии, служение интересам империи Николай I, по мнению автора, во многом обязан российскому историографу Николаю Карамзину, который часто встречался с императором ещё до его восшествия на престол. В общем и целом, книга Брюса Линкольна служит удачным введением в историю жизни Николая Романова как одной из неоднозначных фигур, но чьё время правления, тем не менее, стало одним из самых стабильных в российской истории.

 

 

Gary Marker, Publishing, Printing, and the Origins of Intellectual Life in Russia, 1700-1800. Princeton University Press, 1981

Шифр в библиотеке: 70 M31

Гари Маркер описывает эффективный публичный голос политических, церковных и литературных элит в России, свидетельствующий о том, что публикация и печать развивались отлично от западного опыта, но это и оказало значительное влияние-появилось социальное общество. Переход от контроля Православной церкви к государственному контролю и, наконец, контроль над элитными учебными заведениями к концу 1700-х годов привел к разделению интеллектуальной и политической жизни. Значительная часть данного текста посвящена, влиянию Карамзина на Россию и ее историю в целом.

 

Bernard Pares, A History of Russia, New York: Alfred A.Knopf, 1958

Шифр в библиотеке: 947 Р25

Россия через знаменитых и позорных царей через две мировые войны, Сталина и рассвет современности. Эта однотомная история путешествует по огромной, густонаселенной и поистине замечательной стране. В этой книге следует обратить внимание на конец 18-начало 19 века. Это период плодотворной работы Карамзина на благо России и становления ее в один ряд с продвинутыми европейскими державами.

 

23 февраля – «День защитника Отечества» ежегодно начали отмечать еще в СССР. Стоит отметить, что за свою историю праздник не раз менял название. Например, с 1946 года дата именовалась, как «День Советской Армии и военно-морского флота».

История «23 февраля» начинается с принятия декрета об организации рабоче-крестьянской армии в 1918 году (28 января) под руководством Совета Народных Комиссаров во главе с В. Лениным. Можно сказать, что изначально «23 февраля» - это праздник, посвященный созданию Красной Армии.


 

M.K. Dziewanowski, Russia in the twentieth century (2002)

Данная книга является отличным примером краткого изложения истории России двадцатого века. Источник предоставляет целостное рассмотрение последней фазы царского режима, историю советского союза с 1917 года вплоть до 1991, а также вводит в курс истории нынешней Российской Федерации. Седьмая глава «Utopia at the creation» включает в себя рассмотрение истории создания Красной Армии. Читатели узнают о особенностях «новой армии», организации, мотивации внутри общественного сознания.

 

Melvin C. Wren,The course of Russian History

Данная книга является работой американского историка и педагога, члена американского совета ученых. Текст позволяет читателю не только сформировать определенное представление о весьма нелегкой, но в то же время не менее увлекательной, истории России, но и прочувствовать всю атмосферу произошедших событий. Глава «Troublous Times» включает в себя историю создания Красной Армии, рассказывает о действиях, связанных с данным событием.

 

Anatole G. Mazour, Tsarist Russia and Communist

«Tsarist Russia and Communist» - историческая книга, особенность которой заключается в том, что автор не останавливается лишь на хронологическом повествовании событий, а старается рассматривать также и культурные аспекты Российской истории. В книге не раз упоминается Красная Армия. Автор подробно рассказывает историю создания, отмечает важность данного события.

 

Lewis H. Siegelbaum, Soviet state and society between revolutions, 1918-1929

Перед нами книга посвященная анализу революционных действий. Автор рассматривает тему взаимоотношений общества и государства в период с 1917 по 1929. Книга разделена на пять глав: "Bequeathals of the Revolution 1918-1920"; "The Crisis of 1920-21"; "The Perils of Retreat and Recovery"; "Living with NEP"; и "Dangers and Opportunities." Автор рассматривает социальный вопрос, который является одной из особенностей истории Красной Армии.