We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

«Репутация всегда основывается на доверии»

Во второй день конференции «Образование и мировые города-2019: новые горизонты университетской репутации» участники обсудили имидж вуза вне рейтингов, необходимость развития идентичности университетов и место международных аккредитаций в построении репутации бизнес-школ.


Репутация вне рейтингов

Второй день международной конференции «Образование и мировые города» открылся пленарным заседанием «Репутация вне рейтингов». Эксперты собрались вместе, чтобы обсудить стратегии управления одним из ключевых активов университета, а именно своей репутацией.

Позиции университета в международных рейтингах — это только один из элементов, составляющих его репутацию. Среди других, например, — отношения со стейкхолдерами университета. Именно этому измерению спикеры часто уделяли внимание. Марк Садбери, руководитель Отдела развития глобальной сети Ассоциации World 100 Reputation Network, уже в самом конце сессии подытожил: «Самый важный фактор в построении репутации — это умение слушать своих стейкхолдеров».

А начался день с доклада, который представил Хуан Мануэль Мора, проректор по коммуникациям Университета Наварры. «Репутация всегда основывается на доверии», — отметил Мора.
«Чтобы улучшить репутацию необходимо совершенствовать качество». Но как это сделать? Рассматривая вопрос управления репутацией, он предложил аудитории рассмотреть два полезных кейса: первый основан на опыте компаний, второй — университетов.

Опыт компаний включает такие элементы как оценку восприятия; определение своих заинтересованных сторон; умение слушать своих стейкхолдеров; и, наконец, открытость к изменениям, рассматриваемая как необходимое качество всей системы управления репутацией.

С другой стороны, чему могут научить нас университеты? Здесь эксперт выделил следующие элементы: лидерские качества, которыми должен обладать топ-менеджмент, чтобы иметь возможность проводить изменения; стремление не быть как все, то есть стремление сформировать свою уникальность; понимание своих обязательств перед сообществом; и, наконец, прозрачные двусторонние коммуникации, имея в виду коммуникации по линии университет — стейкхолдеры. «Тот факт, что проводится такая конференция как «Образование и мировые города» само по себе отвечает логике коммуникативного подхода», — подытожил эксперт.

Мария Юдкевич, проректор НИУ ВШЭ, рассказала о том, какие результаты мы сегодня можем наблюдать в части реализации проекта повышения конкурентоспособности российских вузов «5-100». Инициированный в 2013 году Правительством Российской Федерации, проект учитывает позиции университетов в международных академических рейтингах, создавая при этом специальные условия, в которых российские университеты конкурируют между собой. Такая конкуренция имеет продуктивные последствия.

В частности, Мария Юдкевич отметила, что проект привел к тому, что существенно повысилось качество российских исследований. Кроме того, с момента начала проекта российским университетам удалось перейти от преподавательской миссии к миссии исследовательской. Российские университеты начали более интенсивно сотрудничать друг с другом, а также с негосударственным сектором. Она также отметила значительный рост в сфере международного научно-образовательного сотрудничества — российские и зарубежные университеты разрабатывают программы академического обмена, совместные программы, проводят исследования.

У программы есть еще одно очень важное последствие: «Сегодня университеты вынуждены думать о своей миссии и о своей идентичности».

До этого университеты существовали в логике «министерства» — финансирование и задачи мы получаем от правительства, то есть извне, и поэтому мы не задумываемся о наших приоритетах и о нашей миссии. Проект 5-100 изменил эту ситуацию.

Доклад Дианы Паркер, как представителя органов государственной власти (она является заместителем начальника Управления по университетскому образованию в Министерстве высшего образования и обучения Южно-Африканской республики) был сосредоточен на том, какие реформы предпринимает правительство Южной Африки для преобразования системы высшего образования в стране. Ситуация там отличатся от того, что что мы привыкли наблюдать в развивающихся странах, и причины этого кроются в истории страны.
«В Южной Африке у нас нет рейтинговой системы для оценки университетов. Мы также не вынуждаем университеты гнаться за международными рейтингами» — рассказала эксперт.  Университеты в стране являются автономными, поэтому ключевая задача правительства заключается в том, чтобы предложить инструменты их поддержки, а не управлять ими. В качестве примера может служить программа развития университетского потенциала, природа которой имеет коллаборативный характер — объединить университеты для решения тех или иных проблем в сфере образования.

Завершил пленарную сессию Марк Садбери. Придавая важное значение академическим рейтингам, в то же время он призвал все-таки относится к ним критически. 
«Главное в рейтингах то, что люди действительно их используют, а еще важнее то, что иностранные студенты ориентируются на них, когда принимают решение о поступлении в университет за рубежом», — рассуждает эксперт. В этом отношении университетам действительно важно понять, что есть рейтинги и как их интерпретировать, учитывая то, что они имеют в своей основе разные методологии.

Конкурентоспособность и идентичность

Пленарную дискуссию «Особость и репутация» открыла Кирсти Лемусто, директор по коммуникациям Университета Хельсинки. Её доклад был посвящён тому, как укрепляя свой бренд, университет может решить вопросы продвижения и финансирования. Любому университету, даже такому уважаемому и известному как Хельсинкский, необходимы международные рейтинги, которые открывают любые двери. Рассказывая миру об университете, мало говорить о его достижениях и истории, нужно показывать страну и город, где находится вуз, такой подход позволяет подчеркнуть его особенности.

Кирсти Лемусто пояснила: «Финляндия — маленькая страна, и у нас один крупный университет, но мы даём миру надежду на решение многих важных проблем. Университет предлагает ноу-хау в области образования, занимается вопросами защиты природы, создания чистой и безопасной среды, устойчивого развития городов, здоровья».

Мы — колыбель нового мышления, именно так мы себя и позиционируем. Прозрачность и качество – фундамент нашего роста.

Ян Роули, директор по развитию, коммуникациям и стратегии Университета Уорвика, рассказал об опыте сотрудничества с крупными международными компаниями, по заказу которых они проводят исследования и прогнозирует развитие рынка. Вся эта деятельность – важный элемент продвижения и укрепления репутации.
«Часто идентичность университета заимствует что-то из характеристик города или региона, в котором он базируется. Репутация Уорвикского университет, как инновационного, и его богатые отношения с деловым сообществом выросли из промышленного наследия Мидленда — бывшей столицы автомобильного производства Великобритании. Первые академические кафедры университета помогали решать проблемы, с которыми столкнулись местные предприятия в 60-х годах, что помогло университету сформировать ассоциацию с инновациями, и подчеркнуло отличие молодого образовательного учреждения от своих старших коллег, а также других университетов, основанных в послевоенный период.  Я думаю, что репутация многих университетов строится вокруг чувства места».

Мария Юдкевич, говоря об опыте продвижения университета, подчеркивала его особенности: у Высшей школы экономики четыре кампуса в разных городах, что является преимуществом и «тонким местом» одновременно. Продвижение становится эффективным, когда удаётся объединить все части распределенного университета, при этом необходимо сохранять индивидуальность каждой из них. В таких условиях важен креативный подход, позволяющий заявить миру о себе с наименьшими затратами.
«Мало сказать: «Мы входим в число лучших университетов мира», нужно суметь рассказать собственную историю так, чтобы она увлекла каждого. Искусство коммуникации – вот то, чему нам всем необходимо учиться, именно оно становится основой строительства репутации в современных условиях. При этом нужно чётко понимать, на каком уровне идет продвижение, задачи могут различаться при взаимодействии с глобальным и местным сообществом. Внутри страны мы можем сами устанавливать правила, а на международном рынке их необходимо принимать».

Цель любого университета – показывать свои сильные стороны, говорить об академических успехах. Коммуникация может быть не только прямой, не обязательно самому рассказывать о себе, это могут делать выпускники университета и его партнёры, которые становятся амбассадорами бренда. Рейтинги – не самоцель, а измеримые параметры для оценки прогресса. Основная задача университетов — улучшение качества образования, развитие научной деятельности и инфраструктуры. Есть вещи, которые напрямую связаны с деятельностью любого вуза: интернационализация, международное сотрудничество, создание инфраструктуры для дополнительного образования в течение всей жизни, развитие города от туризма до формирования благоприятной среды. Кооперация между вузами с одной стороны и конкуренция с другой, способствуют всеобщему развитию.

Международные аккредитации: вызовы и возможности

Второй день конференции завершился пленарной дискуссией «Международные аккредитации и репутация: успешные российские практики». Эксперты обсудили возможности и ограничения бизнес-аккредитаций, входящих в так называемую «Тройную корону» (Triple Crown). Елена Рогова, декан Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, и Ясмина Селимович, декан Школы экономики и бизнеса Университета Сараево, рассказали о собственном опыте получения международных аккредитаций и дали практические советы по выстраиванию процессов во время подготовки.

Дмитрий Толмачев, директор Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета, привел результаты исследования интернализации бизнес-школ стран СНГ. Согласно исследованию аналитического центра «Эксперт», число международных бизнес-школ в России и странах-соседях растет очень медленно, но положительная динамика все-таки есть: за последние два года одна программа получила аккредитацию EPAS и еще одна — AACSB, несколько институций ведут подготовку к получению аккредитаций EQUIS, EPAS и AACSB. Можно говорить, что бизнес-школы стран СНГ ищут новые возможности для увеличения своей международной видимости и проводят международные семинары аккредитационных агентств. Такая активность получает свои плоды: разрыв между школами, имеющими международные аккредитации, и остальными игроками рынка бизнес-образования будет только увеличиваться.

Международная аккредитация открыла для нас многие двери. Например, стали возможны программы обмена с ведущими бизнес-школами мира.

Валерий Катькало, первый проректор и декан Факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ, привел несколько причин, почему бизнес-школы должны стремиться к получению международного признания. «Аккредитация позволяет посмотреть на себя с точки зрения совершенно другой системы и других норм. Российские университеты все еще остаются достаточно закрытыми институциями по сравнению с, например, европейскими бизнес-школами. Во-вторых, любая аккредитация — это очень большой шаг в развитии современной академической культуры, прежде всего, с точки зрения готовности к внешним критериям оценки — и профессиональной, и академической — в международном сообществе. И, наконец, очень важно, что в аккредитации всегда участвует команда, которая своей ценностью считает развитие продукта, позволяющего выдвинуть Россию на глобальный рынок. Эта способность через аккредитацию продвигать свой продукт глобально, усиливать интернационализацию и развивать партнерства с лучшими бизнес-школами мира — это, конечно, еще один важный результат, к которому должна стремиться любая бизнес-школа», — объяснил Валерий Катькало.