• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

«Мы хотим посмотреть на себя глазами наших стейкхолдеров»

Как университетам сохранить баланс между конкуренцией и кооперацией? Сможет ли системы высшего образования трансформироваться под условия новой цифровой реальности? Кто такие амбассадоры университета? Ответы на эти вопросы предложили на Шестой международной конференции «Образование и мировые города: новые горизонты университетской репутации».

Выступая с приветственной речью перед участниками конференции, Сергей Кадочников, директор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, отметил, что тема «Новые горизонты университетской репутации» была выбрана по двум причинам. Во-первых, у НИУ ВШЭ появились прекрасные партнеры: международная сеть ведущих университетов мира World 100 Reputation Network и Университет Наварры (Испания), известный своей конференцией Building University Reputation. Вторая причина заключается в том, что университеты, строя свою репутацию, думают не только о положении в международных рейтингах, но и том, какое сообщение они доносят до своих стейкхолдеров и какие задачи решают. «Мы хотим посмотреть на репутацию университетов шире, посмотреть на себя глазами наших стейкхолдеров», — добавил Сергей Кадочников.

Его слова подтвердил Марк Садбери, руководитель отдела развития глобальной сети World 100 Reputation Network: «За эти два дня представители ведущих мировых университетов и ассоциаций поделятся своими подходами и стратегиями по работе с разными группами стейкхолдеров. Я верю, что это будет очень продуктивная работа».

Международное партнерство — один из инструментов построения репутации

Шестая международная конференция «Образование и мировые города» открылась пленарным заседанием, посвященным международному образованию и новым подходам к университетскому партнерству.

Кристофер Герри, декан Колледжа Св. Антония Оксфордского университета рассказал об особенностях выстраивания сотрудничества с университетами Великобритании. Одним из главных вызовов, с которыми сталкиваются вузы, стремящиеся наладить партнерские отношения с коллегами из Соединенного Королевства, является высокая стоимость обучения. Также университеты Великобритании пока не готовы к сбалансированной студенческой мобильности: в Британию по обмену приезжают гораздо больше студентов, чем отправляются за границу. Спикер связывает это с некоторой «одержимостью» качеством образования: занимая первые строки в международных рейтингах, британские университеты не хотят отправлять своих студентов в более слабые вузы. Еще одной особенностью, мешающей международному партнерству, является продолжительность магистерских программ: в Великобритании она составляет один год, а не два.

Несмотря на все эти трудности, британские университеты успешно развивают международное сотрудничество. Одним из самых ярких примеров является программа Университетского колледжа Лондона IMESS, в которой принимают участие 9 институций, в том числе и Высшая школа экономики. По мнению Кристофера Герри, ключ к успеху лежит в неторопливом выстраивании доверия и понимании особенностей образовательных систем всех стран, вовлеченных в процесс.

Марк Садбери объяснил, что сейчас вся система высшего образования столкнулась с большим вызовом: «Образование становится глобальным, из-за чего стремительно растет конкуренция между вузами. Университеты конкурируют за международных студентов, лучших научных сотрудников, финансирование и, безусловно, репутацию. В то же время система высшего образования всегда строилась на сотрудничестве: новые прорывные исследования, высокое качество образования и международная мобильность просто невозможны без тесной кооперации. Получается, сейчас мы оказались в очень интересной ситуации, когда вузы одновременно вынуждены и конкурировать, и сотрудничать друг с другом. 

Я считаю, что именно сейчас появились поистине фантастические возможности для развития международных сетей и ассоциаций. Стратегическое партнерство возможно только в той среде, где участники не боятся обсуждать свои сильные и слабые стороны и совместно находят решение поставленной задачи.

Ректор Российской экономической школы Сергей Зуев, рассуждая об особенностях международного сотрудничества, заявил, что партнерство в бакалаврских и магистерских программах — это совершенно разные вещи. Подбирая партнеров для совместных бакалаврских программ, необходимо обращать внимание на положение университета в  международных рейтингах, в то время как для успешной работы в магистратуре необходимы совершенно другие достижения. «Когда мы говорим о научных исследованиях, все происходит вообще индивидуально. Буквально на уровне двух людей, которые долго приглядываются друг к другу, общаются на конференциях, а потом выпьют кофе и получится реальная коллаборация, а не только на уровне администрации».

Иван Простаков, проректор Высшей школы экономики, рассказал что сейчас ВШЭ находится в точке перехода от регионального университета к глобальному: «До недавнего времени мы только собирали лучшие практики и прислушивались к более опытным коллегам. Мы наработали большую партнерскую базу — сейчас у нас уже более 400 международных партнерств.

Сегодня мы видим, что Вышка достигла нового качественного состояния, и мы готовы не только брать, но и делиться своими знаниями.

Мы переходим от несбалансированной студенческой мобильности — раньше к нам приезжало меньше иностранных студентов, чем уезжало наших — к модели мобильности входящей. Отмечу, что большинство приезжающих к нам студентов — из европейских университетов. У нас есть все возможности для того, чтобы стать глобальным университетом».

Образовательные модели в условиях цифровой трансформации

Дискуссия «Новые образовательные модели в эпоху цифровых трансформаций» объединила представителей нескольких университетов, рассказавших о своём видении того, как должны меняться вузы под влиянием современных технологий.

Наталья Чичерина, заместитель директора НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург познакомила собравшихся с кейсами моделей бакалаврских программ, сформированных по принципу Major/Minor, а также Double Major и Triple Major . Построение образовательных программ по принципу конструктора, состоящего из блоков курсов и компетенций, позволяет оперативнее реагировать на вызовы меняющейся экономической среды и компенсирует неопределенность запроса трансформирующегося рынка труда на навыки выпускников. Масштабная задача университетов — предложить новые форматы образования, позволяющие студентам эффективно и гибко осваивать компетенции при разумной оптимизации процесса для образовательного учреждения. Направлениями деятельности могут стать вариативность моделей образовательных программ, новые комбинации результатов обучения, цифровой университет и персонализация.

Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу компании «Яндекс» считает, что традиционное фундаментальное образование, даваемое в вузах, делает выпускников слишком квалифицированными для работы на массовом рынке и недостаточно квалифицированными для работы на топовых должностях.

Многие позиции на рынке труда требуют ограниченного набора навыков, которые можно приобрести  в течение одного года, а для того, чтобы стать руководителем необходим реальный жизненный опыт. Пятилетний цикл слишком длинный: через пять лет понадобятся эксперты в областях, которых сейчас нет. Современные технологии обучения должны быть адаптивными: технические новинки этого года необходимо включать в учебный план следующего, а преподавателям нужно постоянно учиться, чтобы успевать за стремительно меняющейся жизнью.  «Нам нужны уверенные в себе люди, способные самостоятельно учиться, ориентирующиеся в океане информации и знающие, как с ней обращаться, готовые стать профессионалами в тех направлениях, которых не было в их университетские годы», — отметил Андрей Себрант.

Вадим Волков, ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге говорил о том, что никакие изменения не должны превращать университеты в место, где предоставляются услуги и формируется некий контент, который путешествует от производителя к потребителю.

Университет — особое учреждение, движимое своей миссией, а не коммерческим интересом. Он призван готовить людей особого типа, которые будут играть лидирующую роль в обществе и влиять на его развитие.

«Это должен быть человек, который знает и уважает всё, что человечество изобрело и достигло до него. Совокупность навыков не равна личности. Носителями университетской культуры являются, прежде всего, профессора и тьюторы, она производится через людей, а не через цифровые платформы». По мнению Вадима Волкова, важно не переоценивать значение цифровой трансформации и не позволить ей стать причиной внутренней мутации или деградации университетов. При этом современные технологии могут применяться локально для оптимизации процессов низового уровня. Они призваны упростить административные схемы, а взаимодействие со студентами сделать более удобным и рациональным. С их помощью можно сократить количество генерируемых ежедневно бумаг и сократить издержки.

Соответствует интересам самих университетов и создание распределённого реестра специалистов, что могло бы сократить дистанцию между рынком труда и образовательными учреждениями. Цифровой портрет специалиста с учётом навыков, полученных в процессе обучения, помог бы работодателю не только искать нужных сотрудников, но и формировать заказ на их подготовку. Но пока ни университетское сообщество, ни государство к объединению усилий не готовы. В итоге у каждого университета появляются собственные платформы, которые не интегрируются между собой. Создание единой платформы вузов – вызов настоящей цифровой трансформации.

Международный опыт «из первых рук»: ярмарка университетов-партнеров

На международной ярмарке, проходящей в рамках Международной партнерской недели и конференции «Образование и мировые города», студенты петербургского кампуса посетили стенды зарубежных университетов и задали интересующие вопросы о программах студенческого обмена. Со студентами встретились не только представители двенадцати вузов-партнеров, но и сотрудники Питерской Вышки.

Координаторы студенческой мобильности рассказали о тонкостях подготовки к обучению по обмену и возможностях стипендиальной поддержки, открытых для них. Мария Неклюдова провела информационную сессию QTEM – студенты узнали больше о программах мобильности, реализуемых в рамках деятельности международной сети Quantitative Techniques for Economics & Management Masters Network.

Участники международной партнерской недели отметили, что ярмарка – это прекрасная возможность познакомиться со студентами Вышки и рассказать им о своих университетах. Пьер Бартелеми, менеджер по международному сотрудничеству Université Paris 1 Panthéon Sorbonne: «Наш университет только начинает совместную работу с НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, и я уверен, что это мероприятие станет надежным фундаментом для нашего будущего сотрудничества».

Следующий этап приема заявок на участие в программах студенческого обмена будет открыт для студентов Питерской Вышки 1 сентября 2019 года.

Амбассадоры университета за рубежом и их роль в репутации Alma Mater

Завершающим мероприятием первого дня конференции стал круглый стол «Амбассадоры университета (alumni и студенты) за рубежом, их роль в репутации  alma mater».

«Наши выпускники – это ДНК университета», — рассказала Зарема Касабиева, проректор по учебной работе и работе со студентами Российской экономической школы. «РЭШ очень много вкладывает в своих выпускников, и начиная с первого дня учебы мы рассказываем студентам о том, что такое сообщество РЭШ. Это новые друзья, новая любовь, новые деловые партнерства».

В ходе круглого стола участники обсудили не только лучшие российские и зарубежные практики alumni relations и работы с амбассадорами, но и облик университетов в глазах самих студентов. Наталья Тюрина, начальник управления проектов в области образования и социальной сфере МИА «Россия Сегодня», представила результаты исследования «Вузы глазами студентов», отметив, что привлекает студентов в российских вузах, а какие моменты становятся проблемой.

Ольга Крылова, начальник управления по международным связям НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, рассказала о реализации проекта «Международный амбассадор» в Питерском кампусе. «У нас складывается ощущение, что здесь, в Высшей школе экономики, есть целая когорта счастливых студентов; идея взаимовыгодного сотрудничества с ними лежит на поверхности», — поделилась она. Напомним, что программа «Международный амбассадор» реализуется в Питерской Вышке с осени 2018 года. По итогам первого конкурса заявок шесть студентов из Армении, Узбекистана, Молдовы и Маврикия были выбраны амбассадорами – ребята уже провели выездные мероприятия в своих родных странах.