• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практический курс второго иностранного языка (китайский)

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Практико-ориентированная дисциплина, направленная на формирование и развитие иноязычных коммуникативных компетенций с нуля до уровня не ниже HSK1 по шкале Международного экзамена на знание китайского языка HanyuShuipingKaoshi (新汉语水平考试http://www.chinesetest.cn). Цель дисциплины: овладение знаниями и компетенциями в области современного китайского языка – устной и письменной речью, нормативной грамматикой и лексикой в объеме, предусмотренном настоящей программой, которая обеспечивает условия для достижения студентами уровня не ниже HSK1. Первый год обучения будет посвящен изучению базовых навыков (фонетика, иероглифика, грамматика), а последующие – углублению полученных знаний, развитию и совершенствованию языка с практическим применением в коммуникации. Данный курс является первой ступенью обучения языку на программе и дополняется следующими дисциплинами «Практический курс второго иностранного языка. Язык С (китайский)» (2, 3 и 4 годы обучения). После прохождения полного 4-летнего курса студенты смогут владеть языком на достаточном уровне, позволяющем решать социально-коммуникативные и профессиональные задачи в социально-культурной и бытовой сферах деятельности, общаться с деловыми партнерами или продолжить обучение в Китае
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Комплексный подход к формированию и развитию коммуникативных умений (речевой/прагматической компетенции) в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме) с учетом планирования речевого поведения адекватно различным коммуникативным ситуациям.
  • Формирование и развитие языковой (лингвистической) компетенции, направленной на овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) на основе аутентичного материала.
  • Развитие социокультурной (социолингвистической) компетенции и формирование объема знаний / совершенствование умений, необходимых для использования языка в ситуациях общения с представителями иноязычной культуры.
  • Развитие компенсаторной компетенции и умения решать коммуникативную задачу в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации.
  • Развитие когнитивных и исследовательских умений при использовании ресурсов на иностранном языке с целью поиска и систематизации необходимой информации.
  • Развитие учебно-познавательной компетенции, формирование навыков и умений самостоятельной работы, в том числе с использованием информационных технологий, повышение уровня учебной автономии и выработки индивидуальных эффективных стратегий выполнения образовательных задач, готовности соблюдать установленные сроки отчета по курсу, развитие способности к самообразованию.
  • Развитие умений работать в команде, выполнять групповые проекты, выстраивая при этом эффективную коммуникацию.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Распознавать и применять основные правила китайской графики и орфографии, нормативное произношение и ритм речи с учетом особенностей артикуляционной базы китайского языка.
  • Создавать небольшие тексты в письменной форме описательного характера (min.10 фраз правильно оформленных в языковом отношении) с опорой на представленную информацию (визуальный ряд, опорные слова), освещая заданный основной тезис или вопрос и используя элементы предположения.
  • Распознавать и воспроизводить лексические и грамматические структуры уровня HSK1 в соответствии с коммуникативной задачей.
  • Понимать правила и структуру написания писем/сообщений личного и полуофициального характера, заполнения формуляров и применять их на практике в ситуативных контекстах уровня HSK1.
  • Извлекать информацию из аутентичных текстов уровня HSK1, в том числе, представленных в виде аудио- или видеоряда, интерпретировать ее/реагировать на нее в соответствии с коммуникативной задачей.
  • Запрашивать информацию и формулировать ответ на запрос информации в устной и письменной форме в ситуативных контекстах уровня HSK1.
  • Строить неподготовленное монологическое/диалогическое высказывание в ситуативных контекстах уровня HSK1 с опорой на представленную информацию (визуальный ряд, высказывание, цитата, опорные слова) с элементами предположения, излагая и кратко аргументируя свою точку зрения, обозначая причинно-следственные связи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Базовое введение в фонетику. Базовое введение в иероглифику
  • 2. Приветствие
  • 3. Возраст
  • 4. Национальность
  • 5. Семья
  • 6. Профессии
  • 7. Покупки, деньги
  • 8. Ориентация в пространстве
  • 9. Дата
  • 10. Время
  • 11. Погода
  • 12. Распорядок дня
  • 13. Хобби
  • 14. Спорт
  • 15. Путешествия
  • 16. Описание внешности
  • 17. Цвета
  • 18. Праздники России и Китая
  • 19. Кухня России и Китая
  • 20. Здоровье
  • 21-22. Транспорт
  • 23. Родной город
  • 24. Каникулы
  • 25. Экономика Китая
  • 26. Новые технологии
  • 27. Социальная жизнь в Китае
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Homework
    Домашние задания выдаются студентам на протяжении всего семестра — от 8 до 10 заданий в одном модуле. Задания включают письменные и устные задания по фонетике, графике, лексике и грамматике, а также разнообразные упражнения и активности по материалу курса. Студенты выполняют домашние задания индивидуально; использование ИИ запрещено.
  • неблокирующий Работа на занятиях
    Письменные и устные задания, основанные на индивидуальных или групповых языковых заданиях, подготовленные и импровизированные устные выступления, лексико-грамматические упражнения, аудио- и видеоматериалы, эссе (с предварительной подготовкой или без подготовки), основанные на материале курса; 10–16 заданий за курс, презентации, подготовленные монологи и диалоги. Оценка за "Работу на занятиях" может быть средним арифметическим оценок, полученных студентом за два занятия. Например, если студент пропустил первое занятие по неуважительной причине, но получил оценку «10» на втором занятии, то итоговая оценка за "работу на занятиях" будет: (0 + 10) / 2 = 5 баллов.
  • неблокирующий Test
    Письменные лексико-грамматические контрольные работы, основанные на различных типах аутентичных заданий, разработанных преподавателями НИУ ВШЭ на основе материалов курса, выполняются непосредственно на занятии; длительность — 1–2 академических часа; количество — 3–5 работ за курс.
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен (письменная часть)
    Во втором модуле представляет собой тест на знание основных ключей китайской иероглифики. Включает в себя задания на воспроизведение и узнавание изученных графических элементов. На выполнение даётся 1.5 академических часа. В четвертом модуле экзамен основан на различных типах аутентичных заданий, разработанных преподавателями НИУ ВШЭ, соответствующих тематическому плану курса; представляет собой лексико-грамматическую контрольную работу. На выполнение даётся 2–3 академических часа.
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен (устная часть)
    Задания, включающие устный ответ, соответствующий тематическому плану курса. Может включать описание изображений, развитие монолога на основе специально разработанных методических материалов и т.п., в зависимости от решения преподавателя. Задание должно соответствовать уровню сложности изучаемой программы. На ответ каждому студенту отводится 15 минут. Для ознакомления с заданием может потребоваться до 15 минут. Проводится в период основной сессии, установленной Учебным офисом программы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.25 * Homework + 0.25 * Test + 0.3 * Работа на занятиях + 0.1 * Экзамен (письменная часть) + 0.1 * Экзамен (устная часть)
  • 2025/2026 4th module
    0.25 * Homework + 0.25 * Test + 0.3 * Работа на занятиях + 0.1 * Экзамен (письменная часть) + 0.1 * Экзамен (устная часть)
  • 2026/2027 2nd module
    0.25 * Homework + 0.25 * Test + 0.3 * Работа на занятиях + 0.1 * Экзамен (письменная часть) + 0.1 * Экзамен (устная часть)
  • 2026/2027 4th module
    0.25 * Homework + 0.25 * Test + 0.3 * Работа на занятиях + 0.1 * Экзамен (письменная часть) + 0.1 * Экзамен (устная часть)
  • 2027/2028 2nd module
    0.25 * Homework + 0.25 * Test + 0.3 * Работа на занятиях + 0.1 * Экзамен (письменная часть) + 0.1 * Экзамен (устная часть)
  • 2027/2028 4th module
    0.25 * Homework + 0.25 * Test + 0.3 * Работа на занятиях + 0.1 * Экзамен (письменная часть) + 0.1 * Экзамен (устная часть)
  • 2028/2029 2nd module
    0.25 * Homework + 0.25 * Test + 0.3 * Работа на занятиях + 0.1 * Экзамен (письменная часть) + 0.1 * Экзамен (устная часть)
  • 2028/2029 3rd module
    0.25 * Homework + 0.25 * Test + 0.3 * Работа на занятиях + 0.1 * Экзамен (письменная часть) + 0.1 * Экзамен (устная часть)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в китайский язык (Приложение к учебнику "Введение в китайский язык" ), Спешнев, Н.А., 2008
  • Курс китайского языка Boya Chinese. Начальный уровень. Ступень I, рабочая тетрадь, подг. к изд. на рус. яз. А. Г. Сторожук, Е. Н. Колпачкова, Е. И. Митькина, Н. Н. Власова ; под общ. ред. А. Г. Сторожука ; пер. и комм. Е. И. Митькиной, Е. Н. Колпачковой, Н. Н. Власовой; упр. для повтор. Н. Н. Власовой, 176 с., Ли Сяоци, Жэнь Сюэмэй, 2022
  • Курс китайского языка Boya Chinese. Начальный уровень. Ступень II, Лексико-грамматический справочник, подг. к изд. на рус. яз. А. Г. Сторожук, Е. Н. Колпачкова, Н. Н. Власова, Е. И. Митькина ; под общ. ред. А. Г. Сторожука, 119 с., Ли Сяоци, Жэнь Сюэмэй, Сюй Цзиннин, 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Курс китайского языка Boya Chinese. Начальный уровень. Ступень I, учебник, подг. к изд. на рус. яз. А. Г. Сторожук, Е. Н. Колпачкова, Е. И. Митькина, Н. Н. Власова ; под общ. ред. А. Г. Сторожука ; пер. и комм. Е. И. Митькиной, Е. Н. Колпачковой, Н. Н. Власовой, [12], 211 с., Ли Сяоци, Жэнь Сюэмэй, Сюй Цзиннин, 2022
  • Ли, С. BOYA CHINESE Курс китайского языка. Начальный уровень. Ступень-1. Лексико-грамматический справочник : учебное пособие / С. Ли, С. Жэнь, Ц. Сюй. — Санкт-Петербург : КАРО, 2019. — 112 с. — ISBN 978-5-9925-1136-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/164266 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ли, С. Курс китайского языка «Boya Chinese». Начальный уровень. Ступень II. Лексико-грамматический справочник : справочник / С. Ли, С. Жэнь, Ц. Сюй , составители А. Г. Сторожук [и др.] , под редакцией А. Г. Сторожука. — Санкт-Петербург : КАРО, 2023. — 120 с. — ISBN 978-5-9925-1242-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/423860 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Шалимова Светлана Владимировна
  • Дюгаева Ирина Дмитриевна
  • Урсул Наталья Валерьевна