• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Социология и социальная информатика»

О чем социологи пишут дипломы

Рыночные отношения в Тиндере, интеграция глухих людей, популярность хип-хоп треков, академическая устойчивость в российских школах и новостные игры — мы попросили рассказать о своих дипломах выпускников программы.

О чем социологи пишут дипломы

Photo by Eliott Reyna on Unsplash

А еще бакалавры делятся не только исследовательскими находками, но и рекомендуют книги и статьи по своей теме. 

Виктория Болотова

Выпускница программы "Социология и социальная информатика"

Тема ВКР: «Академическая устойчивость учащихся из неблагополучных семей в российских школах».

В России, как и в других странах, дети из социально-экономически неблагополучных семей подвергаются высокому риску дезадаптации в ключевых областях, одной из которых является академическая успеваемость – важный фактор, определяющий жизненные шансы учащихся. Однако некоторым молодым людям из неблагополучных семей удается достичь высоких академических результатов, таких учащихся называют устойчивыми. В своем исследовании я применила теорию устойчивости для изучения факторов защиты и уязвимости в семье и школе, чтобы понять, какие социальные силы связаны с формированием академической устойчивости учащихся. В частности, я изучила влияние следующих переменных на устойчивость в среднем балле и академической мотивации школьников: (1) на индивидуальном уровне: вовлеченность семьи в учебу, эмоциональная поддержка семьи и поддержка школьных друзей; (2) на школьном уровне: ясность и справедливость школьных правил, агрессивная школьная среда и частота нарушений дисциплины в школе.

Литература по этой теме:

  1. Luthar, S. S., Crossman, E. J., & Small, P. J. (2015). Resilience and adversity. Handbook of child psychology and developmental science, 3, 247-286.
  2. Fergus, S., & Zimmerman, M. A. (2005). Adolescent resilience: A framework for understanding healthy development in the face of risk. Annu. Rev. Public Health, 26, 399-419.
  3. Organisation for Economic Co-operation and Development. (2010). PISA 2009 results: Overcoming social background: Equity in learning opportunities and outcomes (Volume II). Paris: OECD Publishing.

Тимур Шарифуллин

Выпускник программы "Социология и социальная информатика"

Тема ВКР: «Характеристики звука или репутация исполнителя: какие факторы влияют на популярность хип-хоп трека на русскоязычном рынке?»

Популярность музыкальных композиций давно является предметом для дискуссий, но меня всегда удивляло, что социологи упускают из вида такой важный фактор как само звучание песни, хотя и к нему применима социологическая теория. Исполнитель и его песни неразрывны, а также абсолютно зависимы от контекста внешнего мира, поэтому исследование основано на дискографиях популярных русскоязычных рэп-исполнителей в период 2017-2022 годов. Исследование фокусируется не только на внешних социальных факторах репутации, таких как успех предыдущих песен и наличие коллабораций с другими артистами в песне, но и на внутренних характеристиках самой песни, то есть ее звучании, а также на взаимодействии данных факторов.

Список интересной литературы на данную тему:

  1. Почему люди слушают такую плохую, но популярную музыку: Salganik, M. J., & Watts, D. J. (2008). Leading the Herd Astray: An Experimental Study of Self-Fulfilling Prophecies in an Artificial Cultural Market. Social psychology quarterly, 74(4), 338.
  2. Почему креативные индустрии это так сложно: Bourdieu, Pierre. 1993. The Field of Cultural Production: Essays on Art and Literature. New York: Columbia University Press.
  3. Как специалисты Machine Learning пытались формулу успеха вычислить: Pachet, F., & Sony, C. S. L. (2012). Hit song science. Music data mining, 305-326.

Мария Лисконоженко

Выпускница программы "Социология и социальная информатика"

Тема ВКР: «Study of the Phenomenon of News-Games: Comparison of Cases of Russia and the USA».

Моя работа посвящена исследованию того как ценности разделяемые в обществе могут быть отражены в том какие новости медиа выбирают проиллюстрировать игрой. О новостных играх я узнала во время практики на третьем курсе. Тема мне показалась очень интересной, но именно социологических исследований я нашла крайне мало. Идея рассмотреть связь между контентом крупных медиа и ценностями двух стран это один из возможных вариантов того, как социолог может исследовать новостные игры. Если развивать эту тему дальше, то можно перейти от общих метрик (сравнение двух стран) к более частным (например уделить внимание разнице между играми от крупных и маленьких локальных медиа одной страны).

Если тема показалась интересной, советую почитать следующие статьи:

  1. García-Ortega, A., & García-Avilés, J. A. (2020). When journalism and games intersect: Examining news quality, design and mechanics of political newsgames. Convergence, 26(3), 517-536.
  2. Neys J., Jansz J. (2010) Political internet games: engaging an audience. European Journal of Communication
  3. Колесник, Н. В. (2021). Избирательные кампании и гражданский активизм в условиях цифровой геймификации. Журнал социологии и социальной антропологии, 24(3), 144-168.
  4. Федотова, Н. А. (2018). Возможности и риски геймификации в медийной практике. Знак: проблемное поле медиаобразования, (4 (30)), 54-59. 

Посмотреть какими могут быть новостные игры можно здесь:

  1. Journalism Games. Journalism Games.org, https://journalismgames.org/.
  2. Newsgames. Journalism Innovation Through Game Design, https://edspace.american.edu/jolt/newsgames/ 
  3. Игры издания “Медиазона”: https://zona.media/games (признано в России СМИ-иноагентом)
  4. Игры издания 76.ru:  https://76.ru/text/format/test/ 

Валерия Львова

Выпускница программы "Социология и социальная информатика"

Тема ВКР: «Эра новой любви: онлайн романтика через призму рыночных отношений в Тиндер на примере пользователей из Санкт-Петербурга» // «The Era of New Love: The Online Romance through the Prism of Market Relations in the Tinder on the Example of Users from St. Petersburg».

Я исследую Тиндер уже второй год. Курсовую посвятила исследованию нежелательных сексуализированных взаимодействий. Ещё тогда мне было интересно, как пользователи проходят путь выбора партнёра. Чуть позже я наткнулась на малочисленные исследования и многочисленные статьи, которые сравнивали Тиндер и другие приложения для знакомств с рынком. И я решила изучить процесс выбора партнёра с точки зрения потребительского поведения. В частности, исследование показывает культуру социального восприятия других как блага в контексте технологий рационального выбора и коммерциализированной любви. Основываясь на двух основных функциях Tinder: мэтч и чат, мы заметили, что пользователи поддерживают многие метафоры офлайн-рынка любви. Особенно интересно было работать с функцией «Match», исследуя действительное поведение через запись экрана телефона в приложении Тиндер от респондентов.

А что почитать?

Исследований на эту тему не так много, однако они есть и раскрывают эту идею с разных сторон.

1. Ahuvia, A.C., & Adelman, M.B. (1993). Market metaphors for meeting mates. Research in Consumer Behavior, 6, 55-83.

Настольная книга о том, как в обычных оффлайн знакомствах люди копируют и воспроизводят экономические поведение.

2. Bandinelli, C., & Gandini, A. (2022). Dating Apps: The Uncertainty of Marketised Love. Cultural Sociology, 16(3), 423–441. https://doi.org/10.1177/17499755211051559

3. Heino, R., Ellison, N.B., & Gibbs, J.L. (2010). Relationshopping: Investigating the market metaphor in online dating. Journal of Social and Personal Relationships, 27, 427 - 447.

Два наиболее известных и цитируемых исследования о том, что Тиндер похож на онлайн-магазин и как покупатели ведут себя в нём.

4. Landay, L. (1999). Millions “Love Lucy”: Commodification and the Lucy Phenomenon. NWSA Journal, 11(2), 25–47. http://www.jstor.org/stable/4316654

Интересная и тяжело доступная книга о том, как развивается коммодификация в любви.

5. Maclaran, P. (2011) “The commodification of romance: Developing relationships online.” Available at: https://www.academia.edu/527789/THE_COMMODIFICATION_OF_ROMANCE_DEVELOPING_RELATIONSHIPS_ONLINE (Accessed: May 21, 2023).

Продолжение идеи коммодификации, но в онлайн-поле: как всё усложняется и упрощается одновременно.

Даниил Даньшин

Выпускник программы "Социология и социальная информатика"

Тема ВКР: «Strategies of Social Integration of Deaf People on the Example of Team Sports». 

В моей работе рассматриваются стратегии интеграции глухих людей в общество слышащих. Изучается каким образом глухие люди находят пути взаимодействия в различных видах спорта. Были выделены несколько стратегий интеграции: тактики общения - от самых простых (общение через переводчика) до более сложных методов (чтение по губам, обучение слышащих спортсменов языку жестов, использование спортивных жестов), развитие социальных навыков и необходимость взаимодействия с различными командами. 

На самом деле, глухие люди сталкиваются с большими трудностями при интеграции в другие сферы, такие как образование, работа и социальная среда, из-за неспособности потреблять информацию так, как это делают слышащие люди, и недостатка знаний и навыков. Интеграция в спорт для глухих людей проходит более успешно, благодаря тому, что в спорте наличие слуха не является необходимым критерием. Более того, спорт положительно влияет на развитие личностных качеств, таких как коммуникативные навыки или развитие лидерских способностей, что помогает глухим спортсменам не только в спорте, но и за его пределами.

Литература для чтения:

  1. “Sports Activities as a Factor in Socialization of Deaf Students” Radomir Arsic, Slavnic Svetlana, Kovacevic Jasmina, March 31, 2012
  2. “Features of technical training of athletes with hearing impairments in various sports”, Pugachev A.S., 2012
  3. Hearing people have more opportunities for life": Problems of secondary vocational education for the deaf and hard of hearing", Nikita Bolshakov, 2019

Текст

Гладченко Екатерина Андреевна

Центр молодежных исследований: Младший научный сотрудник