• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Социология и социальная информатика»

Социологи в «Яндексе»: Дина Васина — на стажировке по продакт-менеджменту

Во время учёбы на программе «Социология и социальная информатика» студентка 4 курса Дина Васина интересовалась дисциплинами, связанными с анализом данных и математикой. В ноябре у Дины завершилась стажировка в «Яндекс.Поиске» — она занималась продакт-менеджментом. Поговорили со студенткой об учёбе на социолога, интересе к карьере и впечатлениях о стажировке.

Социологи в «Яндексе»: Дина Васина — на стажировке по продакт-менеджменту

Фото из личного архива Дины Васиной

Поступление

Я попала на «Социологию и социальную информатику» довольно спонтанно. Увидела, что поступать можно было по четырём предметам ЕГЭ, да и само направление показалось интереснее других. По набору экзаменов мне ещё подходили программы по менеджменту и логистике, но это просто не моё.

На социологии у меня уже учился знакомый — он потом стал моим куратором. От него я узнала, как будут выглядеть мои занятия в Вышке. А ещё мне очень понравился ролик о программе от Даниила Александровича Александрова, ординарного профессора Питерской Вышки. Он так живо рассказывал про социологию! Когда человек чем-то очень сильно увлечён, то это увлечённость передаётся даже через экран.

Учёба на социолога

До третьего курса мне больше нравились предметы, связанные с количественными методами и математикой. Потом я заинтересовалась качественными методами, захотела поглубже погрузиться в теорию. Сейчас количественные и качественные предметы мне нравятся в равной степени.

Математика мне с самого начала была интереснее, чем всё остальное. Не знаю, почему так. У меня было ощущение, что количественные исследования мне больше пригодятся в индустрии, а качественные — в исследованиях. Сейчас я понимаю, что это не так, но интерес остался. Ещё мне не очень нравилось расшифровывать интервью — а это важная часть работы для тех, кто занимается качественными методами. Над записью нужно долго и кропотливо работать: записывать каждое слово, передавать интонации, фиксировать паузы.

Мои любимые предметы — «Теория вероятностей и математическая статистика», «Психология» и «Анализ данных в социологии». Статистика мне понравилась настолько, что я потом даже стала учебным ассистентом по этому предмету. Проверяла домашние задания и контрольные других студентов, искала материалы для чтения. Статистика помогает социологам оценить какое-то явление и найти закономерности. 

На статистике нас учили делать статистические тесты. Предмет вела Елена Юрьевна Шмилева. Мы сами решали небольшие задачи, слегка приближенные к реальности. Тогда стало понятно, как эти тесты работают в целом. Потом мы пришли на «Анализ данных в социологии», и нам показали, как проводить такие же расчёты на более объемных данных с помощью R. С его помощью мы уже находили интересные закономерности.

«Психология» мне нравилась, потому что у нас были классные преподаватели — Роман Вадимович Тихонов, Ядвига Эдуардовна Синявская и Ксения Юрьевна Ерицян. Они очень здорово преподносят материал, их интересно слушать. И поведение людей меня тоже всегда интересовало.

В целом социология научила меня понимать, что у всех людей разный бэкграунд. Поэтому в разговоре с каждым человеком важно его учитывать. А если нужно, чтобы именно мою точку зрения поняли, её нужно детально объяснять.

Интерес к карьере

На втором курсе я немного заскучала: все вокруг занимались внеучебкой, а я — не особенно. Тогда я попробовала пойти в актив Центра развития карьеры: два месяца поработала с ребятами, потом ушла. На третьем курсе я вернулась в актив, мы вместе с командой создавали Неделю карьеры — большое мероприятие кампуса. Мы выполняли задачи под присмотром сотрудников центра, и это было здорово, я могла многому учиться. 

Там, в активе Центра развития карьеры, я подумала — можно не только в университете искать себе занятия. Тогда я решила перейти на уровень посерьёзнее и стала искать стажировку.

Стажировка в «Яндексе»

На третьем курсе я подписалась на Telegram-каналы с разными вакансиями. Ближе к лету я стала копаться в них и смотреть, что там есть интересного. Иногда отправляла заявки на стажировки, в том числе и в «Яндекс» — на продакт-менеджера. Особо ничего не ждала, но через два месяца со мной провели первое интервью, а после нескольких успешных этапов пригласили на стажировку.

Я попала в московскую команду «Яндекс.Поиска», мы помогали расширять сервис и добавлять в него новые фичи. Мне — стажёру продакт-менеджеру — нужно было создать образ продукта для одной из задач. То есть, понять, кто и зачем будет его использовать, а потом — понять, как мы придём к этому результату. Дальше я распределяла задачи и следила, чтобы процесс шёл гладко. Если что-то ломалось, помогала разбираться с проблемой.

Поскольку работа продактом была для меня в новинку, иногда я вообще не понимала, правильно ли делаю задачу. Это изматывало, мне хотелось поскорее разобраться. Когда у меня возникали вопросы, то я обращалась либо к соседям по столу, либо к ментору. Иногда меня перенаправляли к руководителям каких-то проектов. С ними было первое время страшновато разговаривать, но я быстро освоилась: в компании такая культура, что там принято общаться неформально.

У меня была очень крутая начальница. Главной её ценностью в работе были пользователи — она хотела понять, как наибольшему количеству людей будет удобнее пользоваться нашим продуктом. Я смотрела на то, как она ведёт проекты, и вдохновлялась этим. Кроме того, она поддерживала меня во все сложные моменты. Особенно когда я не понимала, что происходит.

Стажировка почти всё время проходила в московском офисе «Яндекса». Он очень классный и уютный, но при этом настолько большой, что я в нём постоянно терялась. Так было вплоть до последнего дня стажировки! Пока было тепло, я иногда между переговорными ходила через улицу — так было проще найти нужный. 

Изначально моя стажировка должна была длиться три месяца. Но потом у меня увеличилась нагрузка в университете, и мне продлили стажировку ещё на полмесяца. Совмещать работу с учёбой было невероятно трудно: ведь я была в Москве, а занятия первое время были очными. Я написала своим преподавателям и рассказала о проблеме. Кто-то разрешил мне подключаться на пары онлайн, кто-то попросил нагнать материал, когда вернусь. Но все домашние задания я всё равно делала.

Итоги стажировки

После стажировки можно было остаться в одной из команд «Яндекса». В моей не было мест, а искать другое я не стала — слишком устала на тот момент. Всё-таки совмещать работу и учёбу — очень тяжело. 

До стажировки я не особенно понимала, чем хочу заниматься дальше. Могла стать аналитиком, SMM-щиком или журналистом, но всё это мне не очень интересно. Наука мне тоже не особенно подходит. А в «Яндексе» я поняла, что мир гораздо шире, чем я вижу. Я могу стать проджект-менеджером или продактом, если захочу. Раньше я о таком пути вообще не задумывалась!

За время стажировки я стала самостоятельнее, потому что больше училась чему-то сама и незапланированно. Это тоже помогает взглянуть на мир иначе. Все трудности на работе — решаемые, не нужно воспринимать их слишком серьёзно.

Планы на будущее

Сейчас я в первую очередь хочу написать диплом. С работой я немного потерялась в учёбе, теперь нужно навёрстывать. Про магистратуру я тоже думала, но мне хотелось то в одну, то в другую, то в третью. Пока больше склоняюсь к социологии или анализу данных. Но я не хочу принимать необдуманное решение, лучше возьму gap year и подумаю о своих желаниях.

Ещё я собираюсь больше узнавать про продакт-менеджмент — мне действительно хочется стать специалистом в этой области. Немного опыта у меня уже есть, но его всё равно недостаточно. К продактам сейчас очень размытые требования: где-то нужно хорошо анализировать данные, а где-то — уметь хорошо распределять задачи и делить их между командами. Но главное, чего мне сейчас не хватает, — это насмотренность. Вот её я и попытаюсь набраться.