Пандемия дает новые образовательные возможности
Полина Рогачева и Федор Швец спросили студентов о новых возможностях, которые открылись перед студентами в период пандемии.
Не так давно специалисты в сфере IT и образования спорили на тему дитжитализации учебного процесса. Активно обсуждались варианты использования электронных платформ и учебников на постоянной основе. Но кто же мог предположить, что во всем мире люди прибегнут к повсеместному внедрению методов онлайн-образования уже совсем скоро? Столь резкий переход является последствием пандемии COVID-19.
Всем известно, что новый вирус охватил буквально все сферы нашей повседневной жизни: медицину, работу, социальные взаимодействия и, в том числе, образование. В этой статье мы хотим показать, как изменения, вызванные пандемией, повлияли на студентов учебной программы «Социология и социальная информатика» в аспектах получения образования и реализации учебного процесса в новых реалиях.
Студенты нашей образовательной программы в течение всего последнего года учились как офлайн, так и онлайн. Конечно, все в значительной степени уже адаптировались к новому формату смешанного обучения и извлекли из него немало преимуществ. Первым приходит на ум то, что у студентов появилось больше свободного времени, за счет отсутствия необходимости очно посещать университет. Однако, все ли из этих преимуществ лежат на поверхности? Чтобы выяснить это, мы решили провести ряд интервью с несколькими студентами нашей образовательной программы.
Про новые возможности
Пандемия ознаменовалась множеством ограничений и запретов. Это на определенное время вызвало неудобство у людей, в том числе и у студентов, к которым необходимо было привыкать и адаптироваться. Однако, у любого события есть обратная сторона и случай пандемии не исключение. Режим самоизоляции и дистанционное обучение открыло для студентов новые возможности, о которых они раньше и не задумывались. Об этих возможностях нам и рассказали учащиеся второго и третьего курса ОП «Социология и социальная информатика».
Пандемия - это сидеть дома и никуда не выходить, проводить время за гаджетами, и безусловно для человека не ленивого это шанс поучаствовать во всяких марафонах, пройти несколько или множество курсов, научится чему-то новому.
-Юлия, студентка 3 курса
Мы получили возможность выбрать дисциплины из других кампусов, что было супер удобно. На первом семестре второго курса я взяла в Московской магистратуре дисциплину «Информационные технологии в сфере преподавания языков». Это было очень необычно и если бы не пандемия, то я бы никогда не получила эту возможность. Курс мне помог в моей сторонней профессиональной деятельности, то есть я работаю с детишками и им все эти компьютерные технологии очень нравятся, потому что они интерактивные. Было супер полезно что-то новое там узнать.
- Нина, студентка 2 курса
Это действительно экономия времени, за то время, что я обычно тратила на поездку до университета, я могу сделать много-много других дел. У меня появилось множество новых хобби: теперь у меня есть время на изучение испанского языка, я хожу в клуб Дебатов, и я пишу статьи для сайта Питерской Вышки. А еще Актив ЦРК.
- Дина, студентка 3 курса
Про новые платформы и курсы
За последние несколько лет стремительную популярность набрали различные онлайн сервисы. В первую очередь на ум приходят онлайн-кинотеатры, стриминговые площадки и онлайн-школы. Во время пандемии некоторые из этих платформ предоставляли бесплатные курсы и скидки на подписки. Сфера образования не стала исключением и различные образовательные сервисы также стали более доступными, чем не преминули воспользоваться студенты.
Когда только началась пандемия, мне на почту сразу пришло много писем с новостями о подписках, по типу Кинопоиска или Arzamas, что они открыли доступ и я выписала на листочек себе список курсов, которые хочу пройти и прям начала их проходить. Я прослушала курсы по истории и по медиа-маркетингу. В начале пандемии я прошла курс по монтажу видео и улучшила свои навыки. Пока это мне не пригодилось, но главное научилась - это хорошо.
- Нина, студентка 2 курса
Новой возможностью, особенно в разгар пандемии, был бум изучения разных онлайн-сервисов, я помню давали бесплатные подписки, и я полагаю, что люди, в связи с этим, начали изучать возможности любой диджитализированной жизни не важно кино люди смотрят или образование получают. Когда на нашей образовательной программе начались предметы, связанные с программированием, которые меня больше увлекли я много дополнительных курсов проходил на DataCamp.
- Иван, студент 2 курса
Новая дисциплина, которую мы проходили на втором курсе, цифровая антропология, открыла для меня платформу UCL-extend. Это британская платформа, она вроде так называется. Там я заинтересовалась курсом, в целях которого было объяснить, почему мы публикуем что-то в социальных сетях, она была немного не доработанная, но я все равно ее использовала, было интересно. А еще мы использовали всякие вспомогательные платформы, типа доски Miro, я их активно использовала в своем репетиторском опыте.
- Юлия, студентка 3 курса
Про плюсы получения образования во время пандемии
Несмотря на то, что переход на новый образ жизни в условиях пандемии никому не дался легко и сопровождался определенными трудностями, тем не менее даже при таких обстоятельствах студенты смогли извлечь определенные плюсы для образовательного процесса.
Из положительных моментов: освобождается много времени, в плане того, что ты просто нажал на кнопочку и ты уже на паре, очень легко коммуницировать со всеми, коммуникация с преподавателями тоже упростилась, ты можешь написать и быстро получить ответ, потому что все онлайн в течении дня. Также из плюсов все эти организованные GoogleClassroom или MC Teams, где все лежит в одном месте, и ты знаешь какие у тебя дедлайны, куда тебе сдавать работы - это очень удобно.
- Нина, студентка 2 курса
С одной стороны тебе куда проще не пропустить пару, если ты заболел, и я считаю - это огромный плюс. Я бы очень хотел, чтобы возможность дистанционного обучения осталась для людей, которые внезапно заболевают и так они не будут выпадать из учебного процесса.
- Иван, студент 2 курса
Конечно, учиться онлайн намного удобнее - не приходится вскакивать ранним утром на пары. А еще я интроверт и мне в принципе нравится сидеть дома, и учиться в одиночестве, когда меня никто не отвлекает. Наверное, для меня все минусы пандемии (сидеть дома, не видеть людей), это скорее плюсы! Учись в свое удовольствие в свободное для тебя время.
- Юлия, студентка 3 курса
Во время изучения предмета Анализ Данных нам было гораздо легче делать групповые проекты. Мы просто расшаривали экран у кого-то и все вместе писали код, обсуждали проблемы, и нам не нужно было куда-то всем ехать и встречаться, или же задерживаться после учебы. А еще мне понравилось, что можно было не ходить на очную физру, а просто написать онлайн-тест по пройденному онлайн-курсу!
- Дина, студентка 3 курса
В любой ситуации можно найти свои плюсы и даже такое неприятное событие, как пандемия COVID-19, не стала исключением из правил. Режим самоизоляции и дистанционное обучение, со всеми его особенностями, дало возможность для студентов ОП «Социология и социальная информатика» расширить свои образовательные горизонты, уделить больше времени учебе, и узнать много нового и полезного.
Полина Рогачева
студентка ОП "Социология и социальная информатика"
Федор Швец
Студент ОП "Социология и социальная информатика"