• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Социология и социальная информатика»

«Я сильно прокачала свои скиллы»: работа в СЛОНе глазами стажера-исследователя Валентины Носыревой

Куда пойти студенту, если его или ее научные интересы связаны с образованием, подростками и разными формами их поведения или социальной информатикой? 

«Я сильно прокачала свои скиллы»: работа в СЛОНе глазами стажера-исследователя Валентины Носыревой

Наилучшим выбором станет научно-учебная лаборатория "Социология образования и науки" (НИУ СОН), более известная под своим неформальным названием СЛОН. 

СЛОН осуществляет свою деятельность уже более 10 лет. Сотрудники лаборатории реализуют самые разные проекты. Например, в рамках проекта “Рисковое поведение и здоровье подростков” изучается употребление алкоголя и курение, агрессия, депрессивные и тревожные состояния, в которых оказываются подростки, и как эти факторы влияют на их успеваемость и окружение. В рамках изучения образовательных систем в 2018 году осуществлялся проект «Профессиональная ориентация школьников в Санкт-Петербурге» под руководством Дарьи Ходоренко. В том же году вышла коллективная монография результатов исследования социальной организации школ. Проект был посвящен изучению социально-психологического климата в школах Калужской области. Больше о проектах СЛОНа можно узнать тут.

Руководит НУЛ СОН Александров Даниил Александрович. В лаборатории числится 29 сотрудников, из них 18 - стажеры-исследователи, студенты разных курсов бакалавриата и магистратуры. Один из главных принципов СЛОНа - активное привлечение студентов к участию в исследованиях на разных этапах: от работы с социологической литературой до сбора данных и их последующего анализа. 

Валентина Носырева

Валентина Носырева, стажер-исследователь СЛОНа рассказала нам о своем опыте работы в лаборатории, важности экспедиций и неформальной атмосфере в коллективе.

О начале работы в лаборатории

Про лабораторию я узнала еще когда училась на первом курсе во время практики. Одна из моих одногруппниц скинула информацию, что СЛОН ищет студентов, которые могли бы помочь другим студентам более старших курсов на интервью в школах. Тогда я сходила всего пару раз в поле, и потом все мои учебные практики были в СЛОНе. 

Работать там я начала на 3 курсе. В самом начале моя деятельность была как у студентов-практикантов: я ходила в поле, брала интервью. Вдобавок к этому я была больше вовлечена в проектную деятельность лаборатории. На 4 курсе я больше работала с данными, которые мне предоставляли для анализа. Сейчас я по большей части собираю данные для лаборатории, которые соотносятся с образованием и гендером.

О задачах стажеров-исследователей

В целом можно выделить две основные деятельности стажеров-исследователей. Мы помогаем анализировать данные более старшим коллегам и сами собираем данные. Ходим по школам и колледжам, раздаем опросники, берем интервью, представляем лабораторию, чтобы люди понимали, от чьего лица мы это все делаем.

Задачи могут разниться в зависимости от исследовательских интересов. Для этого у нас есть общие обсуждения проектов. Мы делаем что-то по интересующей нас теме и

потом защищаем это в формате презентации. Сейчас мои основные задачи сосредоточены вокруг курсовой работы.

О взаимоотношениях со старшими коллегами

Здорово, что тебя может консультировать не только научный руководитель, но и другие исследователи, которые работают в лаборатории. Например, и диплом, и курсовые работы я могла обсудить с Даниилом Александровичем.

Мне нравится, что к стажерам-исследователям относятся как к коллегам: с нами считаются, а мы помогаем, когда нужно, и делаем свою работу.

Об экспедициях 

Мне очень нравится, что практически каждый год есть экспедиции. Экспедиции - это и практика исследовательская, и полевая работа регулярная, учишься данные собирать. Также учишься их анализировать. У всех экспедиций примерно одна и та же структура: днем выходишь в поле, а вечером небольшой отчет составляешь о том, что ты делал, что заметил, что для себя выявил. К сожалению, я ездила только на 3 курсе, но почувствовала, что всего за одну экспедицию длиной в 2 недели я сильно прокачала свои скиллы.

О неформальной атмосфере в лаборатории

У нас в лаборатории очень много молодых ребят, тоже стажеров-исследователей. У нас сложилось максимально дружелюбное общение: все друг друга поддерживают, помогают в работе. Всегда можно обсудить свое исследование, либо помочь кому-то, дать совет. Это довольно классно.

На собраниях довольно дружелюбно, атмосферно. Недавно у нас было собрание в Zoom’e. На нем и стажеры-исследователи, и более старшие коллеги беспокоятся друг о друге, советуют, как лучше вести себя во время самоизоляции и карантина, как делать маски и антисептики своими руками. Прям чувствуется такая забота.

В последний раз у нас праздновали Новый год, было здорово: Тайный Санта, общий стол с разной вкусной едой и игры, которые организовала одна из исследовательниц лаборатории.

За актуальными вакансиями, анонсами мероприятий и другой информацией о деятельности лаборатории можно следить на сайте СЛОНа или в группе ВКонтакте.

Материал подготовила
Немарова Мария