• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Социология и социальная информатика»

Преподаватели Вышки о перспективах для студентов-социологов

С каждым пройденным курсом студент-социолог обретает все больше знаний, упорно готовит финальные проекты и по ночам читает Дюркгейма с фонариком под одеялом. Но знает ли он какое перспективное направление выбрать? Какие ниши занять в академической среде и какими навыками нужно обладать, чтобы стать настоящим социологом? Краткие ответы на эти вопросы — роботы, дар предвидения и рефлексия. Звучит странно, но в итоге все гораздо проще.
Мы взяли интервью у трёх преподавателей нашей программы, которые изучают мир с помощью количественных и качественных методов исследований, чтобы узнать, в каком направлении стоит развиваться студенту-социологу.

Преподаватели Вышки о перспективах для студентов-социологов

Алёна Николаевна Кравцова, преподаватель департамента социологии, младший научный сотрудник Центра молодежных исследований

1. На какие глобальные вызовы должна ответить социология в ближайшее время?

Если мы говорим про социологию, как специальность, то это вызовы относительно того, какие специальности и профессии у нас заменятся с помощью роботов. Социология относится к профессии, где нужно мыслить, поэтому это не то, что можно механизировать. Следовательно, работа социологов далека от механизации как таковой. Скорее социологи будут изучать вопросы труда и потребления в контексте специальностей, которые будут заменены, а также то, как рынок труда будет изменяться.

2. Какие ниши для исследований можно занять студенту-социологу?

Я думаю, это скорее не ниши, которые можно занять, а определенные региональные тренды, на которые стоит обратить внимание. Такие города, как Москва, Томск, Новосибирск, Владивосток развиваются стремительно, в том время как о глубинке мало, что известно. В Вышке, например, есть, например, проект «Открывай Россию заново», где студенты выезжают в труднодоступные регионы: в Воркуту, Якутию или в далекую забытую деревушку. Студенты изучают проблемы и вопросы, которые существуют в таких малоизученных местах.

3. Чем такое направление перспективно для ребят?

Если мы говорим о качественной социологии, то здесь — развитие навыков и компетенций при исследовательской работе: погружение полностью в эмпирический материал, исследовательское поле и получение опыта в проведении качественного исследования от начала до конца, а именно от формулировки темы, обработки и анализа материала и до представления общей презентации.

4. Что является самым важным в подготовке социолога для будущей карьеры?

Мне кажется, что важнейшим является интерес как со стороны студента, так и со стороны преподавателя: если интереса нет, то, к сожалению, подготовка будет неуспешной. Вот знаете, как говорили, что юристов и экономистов появилось очень много, но хороших мало. Здесь та же проблема. Если смотреть по количеству наборов студентов в Вышке, то поток идёт колоссальный: есть сто и более человек, а выпускается очень мало. Наверное, это также относится к вопросам заинтересованности, как студента, так и преподавателя.

5. Какими специфическими навыками должен обладать социолог?

Обязательно социолог должен быть крайне внимательным. Если говорить больше о качественных исследователях, где мы общаемся и напрямую взаимодействуем с людьми, выходим в реальные поля, то для нас важна рефлективность к полю.

6. Какого социолога можно назвать конкурентоспособным в академической среде?

Такой социолог должен обладать умением предвидеть, какие темы будут актуальны в ближайшие 5-10 лет, чтобы занять нишу, которая позволит ему развиваться, и которая будет актуальна в течение достаточного количества времени.

7. Что видит социолог, что не видят остальные?

Интересный вопрос. Если сравнивать социолога и “обывателя”, то социолог, наверное, вглядывается гораздо глубже, не смотрит поверхностно на происходящее, а пытается понять их суть. В общем, социолог наблюдает, замечает и рефлексирует.


Кузнецова Анастасия Дмитриевна, преподаватель департамента информатики

1. С какими проблемами в обществе могут столкнуться исследователи социологи?

С развитием диджитализации, искусственного интеллекта возникнут новые проблемы. Социологу придется в этом плане очень много думать о том, как мы будем взаимодействовать с искусственным интеллектом и цифровой средой. К примеру, вскоре многие будут заниматься user-experience (UX). Я думаю, что социологам также стоит развиваться в проведении фокус-группы на тему того, как люди используют различные сайты. Как мне кажется, такой метод лучше проверяет то, как взаимодействует пользователь с веб-ресурсами с социологической точки зрения.

2. Какие тематические ниши в социологической среде будут наиболее востребованы в ближайшее время?

Сейчас очень большой прорыв в гендерных исследованиях. Хотя в России они не так сильно развиты, но очевидные перспективы на них есть. Если говорить о востребованных методах исследования, думаю, стоит заниматься сетями, поскольку на них сейчас очень многое завязано. Например, с их помощью можно проследить особые связи при взаимодействии людей.

3. Что является важнейшим в подготовке социолога для его академической карьеры?

На самом деле, всё подряд. Зависит от того, будет ли социолог действительно заниматься социологией. Необходимо умение общаться с людьми, анализировать поступающую информацию, потому что от информации никуда мы не денемся. Получается, что первостепенные навыки — это коммуникативные навыки и навыки презентации. Необходимо умение убеждать людей, что твоя работа действительно нужна. В добавок, знания статистики и английского языка крайне полезны при конкурировании на рынке труда.

4. Какого социолога можно считать конкурентоспособным?

Зависит от университета, честно говоря. Мне кажется, мы (Вышка) очень конкурентоспособны. Когда студенты приезжают на конференции, то все очень удивляются, что они бакалавры. По крайней мере, когда я ездила, все очень удивлялись. У нас действительно хороший уровень подготовки, который очень близок к международным стандартам. Про другие университеты сложно говорить, так как там все-таки немного другие направления.

5. Что видит социолог, что не видят остальные?

Как социолог ты сразу начинаешь категоризировать людей, пытаешься объяснить их поведение (почему он ведут себя так, а не иначе). Сразу начинаешь вспоминать и применять теории в обычной жизни. Можно сказать, что мир вокруг структурируется, а это и есть изначальная задумка социологии.

 

Кулева Маргарита Игоревна, старший преподаватель департамента социология

1. На какие глобальные вызовы в обществе должна будет ответить социология в ближайшее время?

Наверное, она должна сначала ответить на вопрос «Социология — полезная наука или нет?». Под полезностью я имею в виду, должна ли социология разрабатывать социальную политику или же должна осмыслять академически. Это разные вещи. Думаю, дальше ответ на вопрос зависит от направления исследований. Для меня это, например, изменения в мире труда, распространение новых видов занятости, таких как фриланс или самозанятость. Должны ли социологи участвовать в разработке законов, которые не обязательно улучшат положение их информантов? Из общих вызовов я бы назвала вопросы неравенства, в частности гендерного.

2. Какие академические ниши в настоящее время мало развиты и которые можно занять?

Мне кажется, что социальная информатика является по-прежнему очень хорошей идеей. В целом, я вижу социолога, как человека, знающего социальную теорию и методы, умеющего задать правильные вопросы и искать на них ответы. Эти навыки можно применять в самых разных сферах. Мне кажется, в исследованиях культуры тоже пока недостаточно социологов, эти исследования могут обогащены с помощью применения критической социальной теории и новых методов. Этому мы учим студентов, например, на нашем научно-исследовательском семинаре «Культура и неравенство».

3. Что является важнейшим в подготовке социолога с точки зрения преподавателя?

Я думаю, что навыки критического мышления. Это достаточно базовые навыки, которые помогут в разных профессиональных сферах.

4. Какого социолога можно назвать конкурентоспособным в академической среде?

На мой взгляд, это человек, который обладает высоким потенциалом для мобильности и который имеет список достойных международных публикаций, если мы говорим об академическом социологе. Кроме того, открытость к другим дисциплинам также необходима. Важно уметь говорить не только с коллегами, но и с другими группами ученых в том же тематическом поле. Во многих направлениях исследований важен общий пул теории, схожие исследовательские вопросы. Мне также кажется важным умение высказывать свое мнение за пределами академического сообщества и принципы публичной социологии.

5. Что видит социолог, что не видят остальные?

Социальную структуру! Хороший социолог, как мне кажется, способен увидеть в конкретной ситуации более широкие социальные категории и процессы.

Над интервью работали София Литвинова и Виктория Захарова