• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Социология и социальная информатика»

Литературный семинар

18 мая в Центре Исследований детской литературы Института Русской литературы РАН состоялся Детский семинар, на котором со своей работой «Литературная топография детских тел» выступили 4 студента ОП «Социология и социальная информатика» - Александра Видяева, Екатерина Додонова, Юлия Кожевникова, Никита Никифоров и их руководитель Маслинский Кирилл Александрович.

- Почему ваш выбор пал именно на этот проект?

 Александра Видяева

 На данный проект «Трансформации эмоциональных режимов в советской детской литературе: существует ли эффект «оттепели»?» под руководством Маслинского Кирилла Александровича я попала осознанно, из всех   предложенных, он показался мне наиболее интересным, кроме этого, всегда было любопытно применить методы статистического анализа в литературе. Знания data mining и text mining добавляли какой-то уверенности при   выборе данного проекта, а также была цель расширить уже имеющиеся навыки, но уже применительно к детской литературе, ведь всем, я думаю, интересно исследовать книжки, знакомые с детства, но уже с точки зрения   «взрослого ума» и подхода. Интересно отметить, что с Кириллом Александровичем я ранее не была знакома, но многие ребята со старших курсов очень положительно о нём отзывались, и мне захотелось поработать в команде   с таким преподавателем. 

 

- Что именно вы изучаете в рамках своего проекта?

Никита Никифоров

Мы изучаем репрезентацию детских тел в советской детской литературе на примере нашего корпуса 1930-1980 годов, насчитывающего свыше 400 произведений детской прозы реалистического художественного содержания (без фэнтези, фантастики, но в то же время не нон-фикшн). Для нас важно понять какие функции привязаны к отдельным частям тела (например, за что отвечают руки детей в детской литературе), и к каким эмоциям эти части тела относятся (например, через что чаще изображается страх: через губы или колени). Делаем мы это приписывая к каждой части тела функцию и эмоцию, исходя из контекста, который мы получаем благодаря нашему созданному поисковому корпусу.



- Каким был первый опыт выступления с вашим проектом?

Александра Видяева

В ходе нашего проекта Кирилл Александрович предложил нам выступить на «Детском семинаре» в Пушкинском Доме с нашими промежуточными результатами исследования, чтобы получить обратную связь относительно нашего исследования и выслушать новые идеи для дальнейшей работы. Честно говоря, было немного волнительно, но в то же время не хотелось упустить такой шанс. Поэтому я и ещё трое студентов со 2 курса согласились принять участие в данном мероприятии. Наше выступление прошло довольно неплохо, мы с коллегами обсуждали неточности, интересные моменты и планы на будущее относительно нашего проекта. 
Что касается будущих планов, то я надеюсь, что мы углубим наше исследование, учтём все замечания и поделимся своими результатами с общественностью.

 

- Какие результаты вы сумели получить?

Юлия Кожевникова

Результаты, которые мы представили на самом семинаре, лишь небольшая толика того, что можно сделать с нашим корпусом. Хотя исследование изначально было сугубо количественным, нам пришлось прибегнуть к качественным методам при кодировании функций и эмоций частей тела, и на каждую часть уходило много часов. К тому же, мы ещё сравнивали частоту упоминаний частей тела детей со взрослыми и по гендеру. Так, например, "детскими" частями тела в советской реалистической литературе оказались нос, губы, щёки, затылок и коленки, и все части, за исключением подбородка, чаще всего упоминались у мальчиков. В распределении функций мы также обнаружили гендерный контраст: к примеру, трогать затылок - сугубо мальчишеский жест. При анализе эмоций было трудно избежать субъективности при кодировании и включать только те эмоции, которые были явно указаны автором, а не "додумывать" за ним. Оказалось, что коленки "боятся", боль и обиду испытывают практически все части тела, губы "нервничают", а подбородок и лоб - самые задумчивые. В любом случае, мы надеемся, что семинар в Пушкинском доме был только началом, и дальше мы сможем проанализировать остальные части тела (их, на самом деле, очень много!) и представить результаты где-нибудь ещё!