«Это то, чего я очень жду»: двукратная победительница Всероса по литературе об ожиданиях от учебы в Вышке.
Одной из отличительных черт Вышки из года в год становится рекордное количество поступающих олимпиадников. В этом году количество поступивших на филфак по БВИ даже превысило количество бюджетных мест. Почему же олимпиадники выбирают Вышку? Об этом наш редактор Анастасия Евстифеева поговорила с призером и двукратной победительницей Всероса по литературе Алиной Хамцовой.
— Алина, поздравляю тебя с поступлением в вуз и благодарю за согласие пообщаться с нами. Мне кажется, многим интересно узнать, как олимпиадники воспринимают свой профильный предмет: расскажи, пожалуйста, какое место в твоей жизни сейчас занимает литература?
— Литература — это призма, через которую я смотрю на все, что происходит в мире и в моей жизни. После олимпиадного опыта вся моя жизнь представляет из себя попытку выстроить интертекстуальный анализ любых событий: где-то я вижу отголоски чего-то, цитирую тексты, подмечаю связи. Литература занимает огромное место в моей жизни, потому что со мной остаются те люди, которых я приобрела за время олимпиадного литературного пути. Я их очень люблю, высоко ценю и, честно, сложно представить себя без литературы, благодаря которой я росла личностно и доросла до чего-то, что меня более-менее устраивает.
— А есть ли разница между литературой для олимпиад и “литературой для себя”?
— Конечно, эта разница очень ощутима. Когда долго занимаешься олимпиадной литературой, отключается восприятие читателя. Постоянно остаешься в восприятии литературоведа, из-за чего ты не можешь читать, например, лирику без заметок, которые я называю “записками сумасшедшего”, без карандаша, закладок и выделения мотивов.
— Это очень сильно ощущается после учебы на филфаке, да! У тебя очень длинный путь в олимпиадах, начиная с 7 класса. Что из всего, что удалось приобрести за это время, наиболее важно для тебя?
— Олимпиады не имеют ценности без людей и олимпиадного комьюнити. Если кто-то приходит в олимпиады ради БВИ, дипломов, поступления, то остаются они уже ради людей, ради своих друзей. Для меня этот опыт был бы абсолютно невозможен эмоционально и психологически без тех людей, что были со мной рядом всё это время. Вся суть олимпиадного движения для меня - приехать на первый закл*, познакомиться с невероятным количеством умных и замечательных людей, вместе поплакать, посмеяться, а потом снова встретиться на закле через год, и еще через год. Возможно, где-то между в “Сириусе” или других образовательных центрах.
— Друзья-олимпиадники сильно влияют на жизнь вне олимпиад?
— Олимпиадные друзья — это ориентиры, к которым хочется стремиться и тянуться. Иногда думаешь: “Вау, он читает Волошина наизусть”, и тоже начинаешь читать Волошина. Люди в олимпиадном комьюнити открывают много возможностей: вы слушаете одинаковую музыку, смотрите одинаковые фильмы, ходите вместе в театр, на поэтические вечера, иногда на балы.
— Здорово, что олимпиады принесли тебе так много новых близких людей. Помимо этого ты получила возможность поступить в любой вуз страны. Как проходил выбор вуза в таких условиях и что было для тебя наиболее значимо?
— Для меня было интересно поработать с лингвистикой и литературоведением вместе хотя бы какое-то время, потому что с литературоведением я знакома, а с лингвистикой не так близко, как мне хотелось бы. Еще одной важной вещью, на которую я смотрела при выборе вуза, стала связь программы с мировой литературой. Мне была важна возможность изучать французскую литературу, немецкую литературу, английскую литературу, что-то более обширное и новое, что, например, не доступно на такой программе как суровая “Отечественная филология”.
— После года учебы на филфаке мне кажется, что Вышка похожа на те центры, где мы с тобой готовились к олимпиадам. Как тебе кажется, есть ли какие-то взаимосвязи между тенденциями олимпиад и тенденциями Вышки?
— Да, пока я не учусь в Вышке, всё строится только на моих предположениях и рассказах друзей, но мне кажется, что это творческая свобода и так называемый креатив. Атмосфера, к которой привыкаешь после опыта участия в олимпиадах и Всероса, ощущение, что любая твоя интерпретация важна, нужна и имеет право на существование. Она имеет право “дышать” и находиться в литературном поле. Как мне кажется, в Вышке тоже нет понятия “неправильности”, а есть понятие “другой точки зрения”.
— Да, это действительно ощущается. Расскажи, пожалуйста, почему ты выбрала именно филфак и именно Вышку? Были ли другие вузы, которые ты рассматривала?
— Мне кажется, что Вышка — один из самых заинтересованных в самореализации своих студентов вуз. Я нигде не видела такого количества информации о стажировках, о дополнительной нагрузке, о работе, о других академических интересах. Система майноров кажется мне невероятно интересной. Это то, чего я очень жду. Возможность попробовать что-то новое и не ограничиваться своим направлением даёт ощущение свободы и того, что твои интересы важны и к ним прислушаются. Вышкинский филфак - комбинация литературоведения и лингвистики, с которой я так хотела поработать. Другие вузы я не особо рассматривала, потому что наслышана о комьюнити Вышки и чувствую, что эта эстетика и эта атмосфера мне подходят. Мне будет комфортно и интересно жить и работать в ней.
— Надеюсь, что все будет именно так. И все же, у многих есть страхи, связанные с дальнейшей учёбой. Коснулись ли они и тебя и как получается бороться с сомнениями?
— Конечно, я думаю, что у большинства олимпиадников есть синдром самозванца, по крайней мере, так случилось со мной и моими близкими друзьями. Страхи об учебе идут рука об руку со страхом оказаться недостаточно компетентным и умным. Борюсь я с ним довольно легко: общаюсь с людьми, с которыми нахожусь в комьюнити. Когда видишь, что все люди не идеальны, у каждого есть что-то, что дается с большим трудом, становится легче - вы начинаете помогать друг другу, вместе преодолевать себя и так становитесь лучше.
— Даже самые умные люди могут в чем-то ошибаться, это нормально. Есть ли у тебя какие-то ожидания от Вышки?
— Я ожидаю учёбы. Мозг привыкает к постоянной нагрузке во время олимпиад и этот переходный период между окончанием школы и началом учебы в вузе ощущается странно. Я просто не знаю, чем заняться.
— Наверное, сложно без цели, без стремления куда-то?
— Да. Маяк в виде всероса пропал, его больше нет. Немного не понимаешь, на чей свет вообще идти. Я стараюсь на ощупь идти на свет Вышки. Немного почитываю, немного работаю и морально готовлюсь к тому, что будет сложно, но благодаря сложности действительно важно и интересно. Надеюсь, что все, что я получу в Вышке, окажется полезно для меня, моего кругозора, моих интересов и моей самореализации.
закл* - заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников.