• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ФАНФИКИ И DIGITAL HUMANITIES

Студенты-филологи Питерской Вышки занимаются наукой с первого курса. У каждого – своя уникальная и важная тема, которую он обсуждает вместе с научным руководителем, но среди таких тем встречаются и по-настоящему интригующие. Диана Цховребова поговорила с выпускницей  «Филологии» Кариной Карповой о её дипломной работе, посвящённой компьютерно-лингвистическому анализу фанфиков по «Евгению Онегину». Можно ли считать фан-фикшн самостоятельным литературным жанром, с какими трудностями сталкивается исследователь с нормальной психикой при сборе материала и как подобные темы встречает экспертная комиссия НИУ ВШЭ – читайте в интервью.

Редактор – Антон Азаренков.

ФАНФИКИ И DIGITAL HUMANITIES

Фото из личного архива Карины Карповой

— Карина, твоя тема очень интересна! Можешь рассказать о ней подробнее нашим читателям-абитуриентам, которые пока только входят в мир филологии?

— В своей дипломной работе «”Своё” и “чужое” в стилистике текстов-фанфиков через призму количественных методов лингвистического анализа» я работала с фан-фикшн текстами, или, сокращенно, фанфиками. Это тексты, написанные фанатами на основе какого-либо популярного литературного или кинематографического произведения.

Являются ли фанфики отдельным литературным жанром? С одной стороны, да. У каждого фанфика есть автор, уникальные сюжетные и стилистические особенности. С другой стороны, все они построены на многочисленных заимствованиях, что ставит под сомнение их самостоятельность.

Вопрос о том, что в фанфиках «своё» (уникальное, авторское), а что «чужое» (заимствованное из оригинального произведения), и лёг в основу моей работы.

— Фанфики по каким произведениям ты рассматривала?

— Я сравнивала фанфики по «Евгению Онегину» с оригинальным романом с помощью различных лингвистических инструментов. Я получила количественные результаты, такие как, например, ключевые слова или тональность текста, а затем проанализировала их как эксперт-филолог. Мои выводы касались того, в чём собранные мной фанфики похожи на пушкинский текст, а в чём выражается их авторская специфика и чем это можно объяснить.

— Как восприняли такую, скажем прямо, неординарную работу во ВШЭ? Были ли преподаватели, которые помогали тебе с ней, или ты делала всё сама?

— Изначально я не знала, о чём конкретно хочу писать выпускную работу, но хотела, чтобы она была связана с компьютерными методами лингвистического анализа, так как я много работала с ними в течение прошлых учебных лет. Тему предложила моя научная руководительница Анастасия Владимировна Колмогорова. Я постоянно обращалась к Анастасии Владимировне за советом, начиная с того, сколько текстов брать для исследования, заканчивая чисто техническими вопросами о работе компьютерных программ. И всегда получала скорый ответ.

На защите дипломная комиссия ВШЭ встретила мою работу с интересом. С критикой или негативом в сторону своей темы я не сталкивалась – наоборот, я услышала много восхищенных отзывов от членов комиссии и однокурсников.

— Как ты собирала материал для работы? Было ли достаточно научной литературы?

— Хотя фан-фикшн именно с филологической точки зрения исследован мало, в основном – с социологической, проблем с теоретической базой у меня не было. В основном я опиралась на две диссертации по фанфикам, потому что они были схожи по тематике с моей работой, а также нашла ряд полезных статей, которые помогли мне в написании теоретической части. Но основу моей работы составила практическая часть, в рамках которой я собирала собственный корпус фанфиков по «Евгению Онегину» (фанфики я брала с площадки «Книга фанфиков») и анализировала тексты с помощью компьютерных методов.

— Приходилось ли тебе сталкиваться со стереотипом, что фанфики не представляют никакой литературной ценности?

— Нет, не приходилось. Хотя я опасалась, что могут возникнуть сложности со сбором материала для исследования. В процессе я, конечно, натыкалась на абсолютно бессмысленные, извращенные тексты с обилием ненормативной лексики, воплощающие нездоровые фантазии их авторов, но таких текстов было немного. Я сама была приятно удивлена тому, что среди фанфиков много достойных и интересных работ в литературном смысле. Признаться, до начала своего исследования я практически ничего не знала о фанфиках и разделяла стереотипы об их «ненормальности». Но теперь я убеждена, что фан-фикшн может по праву считаться частью современной литературы.