• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«У нас получилось настоящее межкультурное сравнение»

Елизавета Щербакова закончила третий курс. В прошлом году она готовила исследование о работах современных художников. Мы спросили у студентки, сложно ли писать междисциплинарную работу, как она искала литературу и довольна ли результатом.

«У нас получилось настоящее межкультурное сравнение»

Фото из личного архива Елизаветы Щербаковой

Тема привлекла меня своей неординарностью и широтой. Она была предоставлена моим научным руководителем Георгом Витте в общем ежегодном списке. Меня отталкивают узко сформулированные академические темы — немногие из них мне знакомы, а многие — непонятны. В моем же случае все было просто, тема звучала так: «Мусор». Я сразу представила о чем буду писать — работы современных художников, а именно инсталляции. Так мы с моим научным руководителем постепенно сузили тему до «Мусор в инсталляции: попытка межкультурного сравнения».

Тема с литературой практически не связана, я анализировала объекты искусства. Искусствоведческая и художественная литература, как и философия, были моими помощниками — с помощью некоторых идей и подходов удалось лучше понять цель и культурный контекст рассматриваемых в работе инсталляций. Для меня, наверное, это было проще, чем писать сугубо литературоведческую или лингвистическую курсовую, потому что искусство молчаливо и взывает к широте интерпретаций. У меня было много свободы.

Научная литература стала моим слабым местом в работе и единственным критерием, за который я получила не высший балл. Я сравнивала работы Ильи Кабакова (его мне посоветовал мой научный руководитель), о котором достаточно много написано, с работами мексиканского художника Абраама Кразвиллигаса, о котором вообще нет никакой информации на русском языке, а на английском — только аннотации выставок и интервью. Что делать — пришлось использовать эти материалы и анализировать их. Впрочем, мне хватило данных, чтобы курсовая получилась цельной.

По моей теме практически не было исследований, в основном это рефлексия по поводу эко-посылов в использовании мусора современными художниками, поэтому приходилось многое обдумывать заново. Было невероятно интересно сравнивать работы двух художников, находить точки соприкосновения и различия. В итоге курсовая о двух людях превратилась в работу о двух культурах. Меня настолько увлекла эта тема, что на третьем курсе я сосредоточилась на творчестве Ильи Кабакова: изучила глубже мусор в его работах, узнала гораздо больше о Московском концептуализме. Планирую писать дипломную работу именно в этом направлении — либо останавливаясь только на творчестве Кабакова, либо вновь прибегая к межкультурному сравнению. Это мне предстоит решить в ближайшее время.

У нас с научным руководителем получилось настоящее живое сотрудничество, мы предлагали друг другу идеи и буквально восхищались ими. Можно даже сказать, что этот опыт стал ключевым в моей академической жизни. Также я узнала, как художник из мексиканских трущоб может вдохновляться своим происхождением, используя в работах техники, воссоздающие «родное», и как художник, рождённый в Советском Союзе, может всю жизнь творчески переосмысливать режим, быт, язык, ставшие для него источником перманентного страха.