• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Филологи 2 курса о научном ассистенстве

Вышка дает возможность своим студентам работать во время обучения, и работа научным ассистентом – одна из них. Под учебным ассистентом в НИУ ВШЭ подразумевается человек ответственный, хорошо проявивший себя в предмете, где он ассистирует, и всегда готовый помочь преподавателю и другим студентам. Своим опытом с нами согласились поделиться студентки 2 курса - Виктория Бурлакова (Введение в языкознание), Екатерина Ершова (Ключевые тексты мировой литературы) и Яна Богданова (Академическое письмо на русском языке).

Филологи 2 курса о научном ассистенстве

Фото из архива ОП «Филология»

Виктория Бурлакова (Введение в языкознание)

Виктория Бурлакова (Введение в языкознание)

Преподаватель по языкознанию прислал на общую почту письмо, в котором предлагалось поработать ассистентом на 1 курсе. Отправить заявку могли все желающие, и я подумала, почему бы мне тоже не попробовать. Мне всегда была интересна подобная работа: по сути, ты берешь на себя половину обязанностей преподавателя и можешь таким образом попробовать себя в его роли. На мой предмет выбрали 5 человек, чтобы каждому дать по группе первокурсников.

Что касается критериев отбора, от нас требовались оценки «отлично» (8-10) за зимний и летний экзамены, а также по дисциплине в целом. Еще учитывалось место в рейтинге.

Основная обязанность ассистента – проверка домашних заданий и экзаменационных работ. Первое давалось достаточно легко в силу относительно небольшого объема, с экзаменами было уже сложнее. Если в ДЗ от студентов практически всегда ожидается один определенный ответ, то экзаменационные ответы всегда отличаются друг от друга – это касается как стиля, так и примеров. Так что при проверке нужно учитывать намного больше тонкостей и тратить в три раза больше времени, чем при оценивании рядового ДЗ. Летний экзамен, например, мы проверяли где-то 10 часов в сумме.

Помимо проверок, мы вели ведомости, сводили оценки в общую таблицу, консультировали студентов по разным вопросам. Я с двумя коллегами еще успела провести пары по синтаксису вместе с преподавателем (мой совет будущим ассистентам – обязательно попробуйте так же!)

Для меня ассистентство – это в первую очередь настоящая ответственность и возможность применить свои знания и навыки на практике. И еще это командная работа: здесь вы решаете любые проблемы и вопросы вместе – нет такого, что каждый сам за себя. Это очень ценный опыт, который отчасти помогает понять, нравится ли вам профессия преподавателя или нет.

Что касается «плюшек» – безусловно, без награды вы не останетесь, за ассистентство можно получить денежное вознаграждение, перезачет практики (полный или частичный), а также какое-то количество кредитов в кумулятивный рейтинг. Но для меня главная «плюшка» – доверительные отношения с преподавателями, с которыми я работала.

Екатерина Ершова (Ключевые тексты мировой литературы)

Екатерина Ершова (Ключевые тексты мировой литературы)

Я стала ассистентом, можно сказать, случайно: мне и моему напарнику преподаватель сам написал, что хочет видеть нас в роли ассистентов, так как мы запомнились ему еще с прошлого года. Это было просто предложение, нас никто не заставлял, и мы оба сочли это за достойный опыт.

Бывало, что люди сами рекомендовали себя в качестве ассистентов, но и в таких случаев нужно иметь определенные заслуги.

На мне была обязанность проверять тесты и эссе первокурсников. Иногда было достаточно сложно. Например, когда проверяешь тесты у нескольких групп сразу, легко потерять бдительность и не заметить ошибки. С эссе тоже было непросто, потому что критерии оценивания, как бы они ни были сформулированы в программе, всё равно остаются, как мне кажется, довольно размытыми. Тем не менее, чем больше проверяешь, тем легче становится оценивать такие работы.

Ещё мне иногда надо было собирать папки с текстами для чтения к семинарам, но это не доставляло особых трудностей.

Студенты порой обращались с вопросами относительно оценивания; мне надо было объяснить им, в чём состояли их ошибки, если таковые были. В принципе, это тоже было несложно.

Ассистентство даёт много опыта. Я научилась легко общаться с преподавателями – раньше я переживала насчет своей вежливости и уместности. Научилась грамотно оценивать работы, указывать на ошибки или, напротив, отмечать сильные стороны.

Яна Богданова (Академическое письмо на русском языке)

Яна Богданова (Академическое письмо на русском языке)

Мне написал преподаватель и предложил быть ассистентом по его дисциплине. Я не знаю точно параметров отбора, но предполагаю, что отчасти это зависит от успехов при изучении того или иного предмета (по академическому письму у меня была 10).

Я проверяла работы первокурсников, оставляла комментарии и давала обратную связь. Это было нелегко, но при этом очень интересно и полезно для меня!

Для меня это был в первую очередь опыт более тесного взаимодействия с конкретной дисциплиной. Ведь одно дело – писать эссе и рефераты самой, а другое – проверять чужие работы.