• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Французская литература. Советы от Маргариты Евгеньевны Балакиревой, преподавателя французского языка НИУ ВШЭ СПб

Бакалакирева Маргарита Евгеньевна – старший преподаватель департамента иностранных языков поделилась своей подборкой книг и учебных материалов, созданных умами французских деятелей культуры и образования.
В области профессиональных интересов Маргариты Евгеньевны есть такие сферы как современная французская литература, постструктурализм, сюрреализм:

В основе моей подборки не лежит добрый-вечный принцип «обязательно к прочтению», и вся она – лишь приглашение к беспечному «открытию нового».  В конечном счете, что определяет список? Зачем мы составляем списки? На то у каждого есть свои причины: упорядочивать действительность или создавать альтернативную картину мира, поучать или вносить раздор в привычные суждения о «литературном». Сюрреалисты, творчество которых я изучала в аспирантуре, были влюблены в «списки», составляли их, переписывали, изменяли, искажали – и все, чтобы дать ход новой литературе, ввести в обиход новые имена. Также и для меня составление списка всегда становится, своего рода, инициацией в «новое», воплощением желания дать собеседникам повод для мимолетного знакомства, которое, как знать, может перерасти в нечто большее.

1. Театральное. 
Жан-Люк Лагарс. Пьесы «В стране далекой», «Всего лишь конец света» и пр. 
Почему читать: 
Наследие драматурга невероятно популярно в современной Франции, как и во всем мире. Его пьесы ставят ведущие мировые театры, по ним снимают фильмы (например, Ксавье Долан снял фильм по пьесе «Всего лишь конец света»), изучают в университетах. Но читать Ж.-Л. Лагарса нужно не поэтому. В основе его пьес – напряженный до предела язык, ломаный синтаксис, постоянный диалог, доведенный до абсурда повторениями и жаждой уточнений. Поэтика недосказанности сочетается у Лагарса со щемящей красотой слова, внезапно открывающейся в пустоте человеческих отношений. 
Где читать:
• Литературный альманах "Майские чтения". 2001. № 4. Сост. Т. Могилевская. Тольятти, 2001 (пьесы "В стране далекой" (пер. И. Мягковой), "Я была в доме и ждала, чтоб дождь пришел" (пер. А. Наумова), "Мы, герои" (пер. Т. Могилевской), "Правила поведения в современном обществе" (пер. Т. Могилевской), "Смутные воспоминания о чумном годе" (пер. М. Зониной), "Слуги" (пер. И. Кузнецовой).
• Лагарс Ж.-Л. Мы, герои (Пер. Н. Санниковой). Екатеринбург, 2009. 
• Пьесы также можно найти на сайте

Жан-Люк Лагарс, автор пьес «В стране далекой» и «Всего лишь конец света».

2. Романическое.
Ассия Джебар. Романы «Жажда», «Нетерпеливые» и пр. Почему читать: Упоминание французской литературы чаще всего отсылает к литературе Франции, что не совсем корректно по отношению к понятию «французский». Мир, пишущий и мыслящий на французском языке, невероятно велик, и романы А. Джебар – прямое тому подтверждение.  Алжирская писательница в своих романах особое внимание уделяла судьбе женщин-мусульманок, проблемам колонизации и патриархальных отношений в Алжире. А. Джебар стала первой женщиной из Северной Африки, которую приняли во Французскую академию (2005) – факт абсолютного признания со стороны французской общественности. 
Где читать: 
• Джебар А. Избранное. М.: Радуга, 1990.

Ассия Джебар, автор романов «Жажда» и «Нетерпеливые».

3. Поэтическое.
Франсис Понж. Сборники «На стороне вещей» и «Проэмы». 
Почему читать: 
Франсис Понж пишет свои поэмы в 1920-е годы, пытаясь очертить границы объекта в языке, а заодно и границы языка как объекта поэтического описания. Каждая его поэма – попытка тщетного описания предмета, описания до предела и описания вопреки, что позволило А. Камю записать Ф. Понжа в цех «экзистенциалистов». Однако суть поэзии Понжа, как мне кажется, кроется в желании не только дать вещи «жизнь-в-себе», но и «овеществить» язык переносом характеристик предметов на абстрактные понятия. Понж терзаем абстрактным и конкретным в языке, который, в конечном счете, поглощает предмет описания. В этом плане самым знаковым является его произведение «Мыло» (к сожалению, не переведенное), где конечность описания подытоживает исчерпанность объекта: под конец от мыла не остается ничего, кроме слов, а сам объект растворяется в льющейся из крана воде.  
Где читать:
• Понж Ф. На стороне вещей. М.: Гнозис, 2000.
• Понж Ф. Проэмы. СПб.: Jaromir Hladik, 2019. 

Франсис Понж, автор сборников «На стороне вещей» и «Проэмы».

4. Теоретическое. 
Моник Виттиг. «Прямое мышление» и другие эссе. 
Почему читать: 
Моник Виттиг была одной из самых значимых теоретиков феминисткой теории во Франции (радикальная ветвь, марксистский феминизм, где отношения между мужчиной и женщиной описываются как классовая борьба), создательницей концепта «гетеросексуальный контракт» и поборницей упразднения гендерных ролей. Эссе М. Виттиг будут интересны всем, кто изучает литературу с позиции феминистской теории, так как представляют уникальный французский взгляд на гендерную проблему. Важно подчеркнуть, что М. Виттиг долгое время работала над языком, стремясь убрать из него «гендерные» маркеры: в таких романах, как «Опопонакс» (не переведенном на русский), она намеренно упраздняет местоимения, имеющие гендерную принадлежность и обращается к обезличенному on (что частично объясняет факт непереводимости его на русский язык), описывая мир детства, которому, по мнению писательницы, чуждо разделение на мужское/женское.
Где читать:
• Виттиг М. Прямое мышление: и другие эссе. М.: Идея-пресс, 2002. 


Моник Виттиг, автор работы «Прямое мышление» и других эссе. 

5. Ученическое. 
Антуан Компаньон. Учебник по теории литературы «Демон теории».
Почему читать:
Антуан Компаньон был учеником Р. Барта, но это, конечно же, не является основным стимулом к прочтению его книги. А вот отличное изложение литературной теории, основных вех и этапов в развитии литературоведческой мысли по праву этим стимулом являются. А. Компаньон не просто перечисляет теории, но «сталкивает» их, показывая эволюции теоретической мысли, непреодолимые противоречия, «лакуны» в авторской аргументации. Учебник может стать хорошим началом для погружения в историю теории и историю понятий и, быть может, откроет кому-то неизвестных теоретиков или неизведанные теории. 
Где читать:
• Компаньон А. Демон теории. М.: Издательство имени Сабашниковых, 2001.

Антуан Компаньон, автор учебника по теории литературы «Демон теории».

Материалы подготовлены  Наталией Черкуновой, студенткой 4 курса ОП «Филология»