• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Введение в философию языка

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данного курса студенты получат возможность узнать, почему именно внимание к языку доминирует в гуманитарных науках с начала XX века и до настоящего времени. Речь в курсе пойдет о таких философских понятиях, как значение и референция языковых выражений, условия истинности, пропозициональные установки, перформативы, интерпретация, возможные миры, индексикалы, метафора, речевые акты и т.д. Студенты познакомятся с идеями не только признанных классиков философии языка (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Дж. Остин, У. В. О. Куайн и др.), но и современных философов (Х. Патнем, Д. Льюис, С. Крипке, Д. Дэвидсон, М. Даммит, Д. Каплан, Р. Брэндом и др.). Особое внимание в курсе будет уделено проблеме фикционального дискурса (т.е. онтологическому статусу литературных произведений и референции вымышленных имен). Кроме того, в курсе будет рассмотрена и относительно новая для современной философии языка проблема – значение прозвищ и оскорблений, которые сложно объяснить с помощью теории речевых актов. Наконец, в курсе будет рассмотрена проблема контекстуальной зависимости коммуникации между людьми (что изменяется, а что остается неизменным в наших высказываниях в самых разных контекстах). Благодаря этому курсу студенты овладеют новыми инструментами анализа, которые они смогут применить в области лингвистики и филологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с главными проблемами современной философии языка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает об основных принципах наивной семантики, знает об основных положениях формальной логики (единичные термины, предикаты, суждения и т.д.), может сформулировать различие между когнитивным и экспрессивным значением.
  • Студент знает об основных идеях в философии языка Г. Фреге и Б. Рассела, а также о проблемах и возражениях, с которыми они столкнулись.
  • Студент имеет общее представление о раннем периоде в философии языка Л. Витгенштейна, а также об основных идеях представителей Венского кружка. Студент имеет представление об основных идеях позднего периода в философии Л. Витгенштейна (понятие языковых игр, следования правилу, форм жизни и др.).
  • Студент знает об основных различиях между двумя версиями теории речевых актов, умеет применять понятия импликатуры и квазисемантических высказываний. Студент знаком с основными философскими теориями метафоры.
  • Студент может сформулировать основные положения критической установки У. Куайна по отношению к классической семантике, а также основную суть концепций радикального перевода и онтологической относительности.
  • Студент знает о том, как связаны между собой каузальная теория рефренции и семантический экстернализм, может сформулировать основную суть парадокса следования правилу и его возможных разрешений, разбирается в основных положениях семантики возможных миров, а также знаком с применением теории индексикалов.
  • Студент имеет общее представление о дискуссии между контекстуализмом и минимализмом в современной философии языка, о различных решениях проблемы вымышленных объектов, а также об особом функционировании прозвищ и оскорблений в языке.
  • Студент знает о различных способах применения семантической концепции истины, знает о том, что такое композициональность и рекурсивность, умеет применять паратактический подход к анализу пропозициональных установок, может сформулировать основную суть метода радикальной интерпретации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ЛОГИКА И НАИВНАЯ СЕМАНТИКА
    Характерные черты наивной семантики: эссенциализм, репрезентационализм, атомизм. Признаки значения: осмысленность, синонимия, двусмысленность, импликация. Номинальные и реальные определения. Значения как ментальные сущности: образы и идеи. Референция единичных терминов. Одноместные и двухместные предикаты. Понятие экстенсионала. Истина и значение атомарных предложений. Когнитивное значение и экспрессивное значение. Сила высказывания. Контекстуальная зависимость. Принцип композициональности. Пропозиции и пропозициональные установки. Истинность, правильность и три вида бессмыслицы. Логический синтаксис: связки и кванторы. Применение таблицы истинности.
  • КЛАССИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА
    Г. ФРЕГЕ. Смысл и значение языковых выражений. Имена собственные и сложные единичные термины. Проблема пустых единичных терминов и ее решение. Принцип взаимозаменяемости кореферентных выражений salva veritate. Референциально прозрачные и непрозрачные контексты. Экстенсиональные и интенсиональные выражения. Косвенная речь и пропозициональные установки. Придаточные предложения как имена. Непрямое цитирование. Объективность смысла и ментальные репрезентации. Утрата семантической невинности и бесконечная иерархия смыслов языкового выражения. Гипперинтенсиональные контексты. Б. РАССЕЛ. Основные идеи логического атомизма. Пропозиции: атомарные и молекулярные. Простые и сложные единичные термины. Определенные и неопределенные дескрипции. Истина, факты и существование. «Транскрипция» выражений: логическая и грамматическая форма предложения. Имена как сокращенные дескрипции. Знание по знакомству и знание по описанию: чувственные данные и универсалии. Проблема отрицательных экзистенциальных суждений. Критика теории дескрипций (К. Доннелан и П. Стросон).
  • СЕМАНТИКА БЕЗ ТЕОРИИ
    Л. ВИТГЕНШТЕЙН. Верификационизм логического позитивизма. Р. Карнап об абстрактных объектах и языковых каркасах: эмпиризм, семантика и онтология. Влияние «Логико-философского трактата». Парадоксы логической формы. Язык как «схема» и как социальная практика. Двусмысленность тезиса «значение – это употребление». Определение языковых игр. Лингвистические навыки и лингвистический бихевиоризм. Различия между Л. Витгенштейном и Г. Райлом. Нормативный разрыв: диспозиции и понимание. Антиэссенциализм и понятие семейного сходства. Язык как лингвистическая деятельность: формы жизни. Возможен ли «индивидуальный язык»? Проблема критерия. Является ли понимание ментальным процессом? Крипкенштейн.
  • ПРАГМАТИКА
    (А) Семантическая прагматика и прагматическая прагматика (У. Лайкен). Проблема дейксиса. Виды наклонений и сила высказывания. Теория речевых актов I: перформативы и констативы. Контекстуальная зависимость и роль конвенций. Проблемы для первой теории речевых актов. Теория речевых актов II: три уровня речевого акта. Разновидности иллокутивной силы высказывания. Возможна ли типология иллокутивных актов? Семантическое значение и значение говорящего. П. Стросон об употреблении и референции выражений. К. Доннелан об атрибутивном и референциальном употреблении выражений. Упадок философии обыденного языка: «дикие» контексты. Здравый смысл и его (не)обычные двойники. (Б) П. Грайс и разговорная импликатура. Применение понятия импликатуры. Принцип кооперации и разговорные максимы. Пресуппозиции. Теория релевантности. Критика психологической теории Грайса. Инференциальная прагматика У. Селларса и Р. Брэндома. Карнап и Селларс о квазисемантических высказываниях. Функционализм в анализе языкового значения. Логическое пространство разумных оснований и разговорный счет (scorekeeping). Нормативные установки и статусы. Инференциальная теория единичных терминов, индексикалов и анафоры. Теория значения М. Даммита. (В) Теории метафоры: простое и фигуративное сходство. Дж. Лакофф и М. Джонсон о когнитивном значении метафоры. Экспрессивная функция метафоры. Дефляционная концепция метафоры Д. Дэвидсона (каузальная теория). «Мертвые» метафоры и буквальное значение. Прагматическая теория Д. Серла.
  • НАТУРАЛИЗОВАННАЯ СЕМАНТИКА (У. Куайн)
    Возможна ли строгая наука о языковом значении? Две догмы эмпиризма: синонимия и различие между аналитическими и синтетическими истинами. Холизм и тезис Дюгема-Куайна. Entia non grata и музей ментальных сущностей. Онтогенез референции: четыре фазы. Разделенная референция, общие понятия и онтология. Гипостазирование. Концепция радикального перевода. Предложения наблюдения и вечные предложения. Неопределенность перевода и непостижимость референции. Тезис об онтологической относительности. Семантическое восхождение. Демонстративная концепция цитаты и цитатный подход к пропозициональным установкам. Убеждения de dicto и de re.
  • НАТУРАЛИЗОВАННАЯ СЕМАНТИКА (Д. Дэвидсон)
    Условия истинности как значение предложения: общая теория значения. Семантическая концепция истины А. Тарского. Композициональность и рекурсивность. Теория значения для «игрушечного языка». Дефляционные концепции истины. Паратактический подход к пропозициональным установкам. Семантические аномалии. Логическая форма предложений действия. Адвербиальные модификации. Дистальная теория референции. Интерсубъективность и триангуляция. Метод радикальной интерпретации. Малопропизмы, идиолекты и первичное значение. Идея концептуальной схемы (третья догма эмпиризма).
  • ИНТЕНСИОНАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА И ВОЗМОЖНЫЕ МИРЫ
    (А) Каузальная теория референции и дескриптивистский подход. Миллевская концепция непосредственной референции. С. Крипке об именах собственных. Понятие жестких десигнаторов. Случайное и необходимое, априорное и апостериорное. Проблема следования правилу: парадокс С. Крипке и его скептическое решение скептической проблемы. Х. Патнем о терминах естественных видов. Семантический экстернализм: радикальный и умеренный. (Б) Реабилитация метафизики. Модальности. Особая роль контрфактических высказываний и законы природы. Реальные и возможные миры как условия истинности. Индексикалы: скрытые и явные. Время и анафора. Демонстративы. Реальный и возможные миры как контексты высказывания. Применение двумерного подхода в семантике. Д. Каплан о контексте высказывания и обстоятельствах его оценки. Характер и содержание предложения. Неустранимость индексикалов (Д. Перри). Д. Льюис о двойниках и ближайших возможных мирах. Установки De Dicto и De Se.
  • НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА
    Утверждение и парадокс Дж. Э. Мура. Д. Серль о конститутивных и регулятивных правилах. Правило убеждения и правило знания (Т. Уильямсон). Проблема контекстуальной относительности и минимальная семантика. Проблема вымышленных объектов и статус фикционального дискурса. Возможные объекты, неомейнонгианство, креационизм и фикциональные операторы. Прозвища и оскорбления (bad language).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа (тест)
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Зачет (тест)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Зачет (тест) + 0.3 * Контрольная работа (тест) + 0.3 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fennell, J. (2019). A Critical Introduction to the Philosophy of Language : Central Themes From Locke to Wittgenstein. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2031304
  • Lycan, W. G. (2019). Philosophy of Language : A Contemporary Introduction (Vol. Third edition). New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1878843
  • Логика и логическая семантика, Фреге, Г., 2015
  • Макеева Л. Б. Язык, онтология и реализм / Л.Б. Макеева. - Москва : ВШЭ, 2011. - 310 с. - ISBN 978-5-7598-0802-2. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/340636/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
  • Язык, онтология и реализм, Макеева, Л.Б., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hale, B., & Wright, C. (2000). A Companion to the Philosophy of Language. John Wiley and Sons, Inc.
  • McGinn, C. (2015). Philosophy of Language : The Classics Explained. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=956432
  • Miller, A. (2018). Philosophy of Language (Vol. Third edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1693064
  • Russell, G., & Fara, D. G. (2011). Routledge Companion to Philosophy of Language. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=479847
  • Sourcebook in the History of Philosophy of Language. Ed. by Margaret Cameron, Benjamin Hill, Robert J. Staintons. Springer: Cham.