We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Inroduction to the Philosophy of Language

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3, 4 module

Instructor


Rogonyan, Garris

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данного курса студенты получат возможность узнать, почему именно внимание к языку доминирует в гуманитарных науках с начала XX века и до настоящего времени. Речь в курсе пойдет о таких философских понятиях, как значение и референция языковых выражений, условия истинности, пропозициональные установки, перформативы, интерпретация, возможные миры, индексикалы, метафора, речевые акты и т.д. Студенты познакомятся с идеями не только признанных классиков философии языка (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Дж. Остин, У. В. О. Куайн и др.), но и современных философов (Х. Патнем, Д. Льюис, С. Крипке, Д. Дэвидсон, М. Даммит, Д. Каплан, Р. Брэндом и др.). Особое внимание в курсе будет уделено проблеме фикционального дискурса (т.е. онтологическому статусу литературных произведений и референции вымышленных имен). Кроме того, в курсе будет рассмотрена и относительно новая для современной философии языка проблема – значение прозвищ и оскорблений, которые сложно объяснить с помощью теории речевых актов. Наконец, в курсе будет рассмотрена проблема контекстуальной зависимости коммуникации между людьми (что изменяется, а что остается неизменным в наших высказываниях в самых разных контекстах). Благодаря этому курсу студенты овладеют новыми инструментами анализа, которые они смогут применить в области лингвистики и филологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с главными проблемами современной философии языка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает об основных принципах наивной семантики, знает об основных положениях формальной логики (единичные термины, предикаты, суждения и т.д.), может сформулировать различие между когнитивным и экспрессивным значением.
  • Студент знает об основных идеях в философии языка Г. Фреге и Б. Рассела, а также о проблемах и возражениях, с которыми они столкнулись.
  • Студент имеет общее представление о раннем периоде в философии языка Л. Витгенштейна, а также об основных идеях представителей Венского кружка. Студент имеет представление об основных идеях позднего периода в философии Л. Витгенштейна (понятие языковых игр, следования правилу, форм жизни и др.).
  • Студент знает об основных различиях между двумя версиями теории речевых актов, умеет применять понятия импликатуры и квазисемантических высказываний. Студент знаком с основными философскими теориями метафоры.
  • Студент может сформулировать основные положения критической установки У. Куайна по отношению к классической семантике, а также основную суть концепций радикального перевода и онтологической относительности.
  • Студент знает о том, как связаны между собой каузальная теория рефренции и семантический экстернализм, может сформулировать основную суть парадокса следования правилу и его возможных разрешений, разбирается в основных положениях семантики возможных миров, а также знаком с применением теории индексикалов.
  • Студент имеет общее представление о дискуссии между контекстуализмом и минимализмом в современной философии языка, о различных решениях проблемы вымышленных объектов, а также об особом функционировании прозвищ и оскорблений в языке.
  • Студент знает о различных способах применения семантической концепции истины, знает о том, что такое композициональность и рекурсивность, умеет применять паратактический подход к анализу пропозициональных установок, может сформулировать основную суть метода радикальной интерпретации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ЛОГИКА И НАИВНАЯ СЕМАНТИКА
    Характерные черты наивной семантики: эссенциализм, репрезентационализм, атомизм. Признаки значения: осмысленность, синонимия, двусмысленность, импликация. Номинальные и реальные определения. Значения как ментальные сущности: образы и идеи. Референция единичных терминов. Одноместные и двухместные предикаты. Понятие экстенсионала. Истина и значение атомарных предложений. Когнитивное значение и экспрессивное значение. Сила высказывания. Контекстуальная зависимость. Принцип композициональности. Пропозиции и пропозициональные установки. Истинность, правильность и три вида бессмыслицы. Логический синтаксис: связки и кванторы. Применение таблицы истинности.
  • КЛАССИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА
    Г. ФРЕГЕ. Смысл и значение языковых выражений. Имена собственные и сложные единичные термины. Проблема пустых единичных терминов и ее решение. Принцип взаимозаменяемости кореферентных выражений salva veritate. Референциально прозрачные и непрозрачные контексты. Экстенсиональные и интенсиональные выражения. Косвенная речь и пропозициональные установки. Придаточные предложения как имена. Непрямое цитирование. Объективность смысла и ментальные репрезентации. Утрата семантической невинности и бесконечная иерархия смыслов языкового выражения. Гипперинтенсиональные контексты. Б. РАССЕЛ. Основные идеи логического атомизма. Пропозиции: атомарные и молекулярные. Простые и сложные единичные термины. Определенные и неопределенные дескрипции. Истина, факты и существование. «Транскрипция» выражений: логическая и грамматическая форма предложения. Имена как сокращенные дескрипции. Знание по знакомству и знание по описанию: чувственные данные и универсалии. Проблема отрицательных экзистенциальных суждений. Критика теории дескрипций (К. Доннелан и П. Стросон).
  • СЕМАНТИКА БЕЗ ТЕОРИИ
    Л. ВИТГЕНШТЕЙН. Верификационизм логического позитивизма. Р. Карнап об абстрактных объектах и языковых каркасах: эмпиризм, семантика и онтология. Влияние «Логико-философского трактата». Парадоксы логической формы. Язык как «схема» и как социальная практика. Двусмысленность тезиса «значение – это употребление». Определение языковых игр. Лингвистические навыки и лингвистический бихевиоризм. Различия между Л. Витгенштейном и Г. Райлом. Нормативный разрыв: диспозиции и понимание. Антиэссенциализм и понятие семейного сходства. Язык как лингвистическая деятельность: формы жизни. Возможен ли «индивидуальный язык»? Проблема критерия. Является ли понимание ментальным процессом? Крипкенштейн.
  • ПРАГМАТИКА
    (А) Семантическая прагматика и прагматическая прагматика (У. Лайкен). Проблема дейксиса. Виды наклонений и сила высказывания. Теория речевых актов I: перформативы и констативы. Контекстуальная зависимость и роль конвенций. Проблемы для первой теории речевых актов. Теория речевых актов II: три уровня речевого акта. Разновидности иллокутивной силы высказывания. Возможна ли типология иллокутивных актов? Семантическое значение и значение говорящего. П. Стросон об употреблении и референции выражений. К. Доннелан об атрибутивном и референциальном употреблении выражений. Упадок философии обыденного языка: «дикие» контексты. Здравый смысл и его (не)обычные двойники. (Б) П. Грайс и разговорная импликатура. Применение понятия импликатуры. Принцип кооперации и разговорные максимы. Пресуппозиции. Теория релевантности. Критика психологической теории Грайса. Инференциальная прагматика У. Селларса и Р. Брэндома. Карнап и Селларс о квазисемантических высказываниях. Функционализм в анализе языкового значения. Логическое пространство разумных оснований и разговорный счет (scorekeeping). Нормативные установки и статусы. Инференциальная теория единичных терминов, индексикалов и анафоры. Теория значения М. Даммита. (В) Теории метафоры: простое и фигуративное сходство. Дж. Лакофф и М. Джонсон о когнитивном значении метафоры. Экспрессивная функция метафоры. Дефляционная концепция метафоры Д. Дэвидсона (каузальная теория). «Мертвые» метафоры и буквальное значение. Прагматическая теория Д. Серла.
  • НАТУРАЛИЗОВАННАЯ СЕМАНТИКА (У. Куайн)
    Возможна ли строгая наука о языковом значении? Две догмы эмпиризма: синонимия и различие между аналитическими и синтетическими истинами. Холизм и тезис Дюгема-Куайна. Entia non grata и музей ментальных сущностей. Онтогенез референции: четыре фазы. Разделенная референция, общие понятия и онтология. Гипостазирование. Концепция радикального перевода. Предложения наблюдения и вечные предложения. Неопределенность перевода и непостижимость референции. Тезис об онтологической относительности. Семантическое восхождение. Демонстративная концепция цитаты и цитатный подход к пропозициональным установкам. Убеждения de dicto и de re.
  • НАТУРАЛИЗОВАННАЯ СЕМАНТИКА (Д. Дэвидсон)
    Условия истинности как значение предложения: общая теория значения. Семантическая концепция истины А. Тарского. Композициональность и рекурсивность. Теория значения для «игрушечного языка». Дефляционные концепции истины. Паратактический подход к пропозициональным установкам. Семантические аномалии. Логическая форма предложений действия. Адвербиальные модификации. Дистальная теория референции. Интерсубъективность и триангуляция. Метод радикальной интерпретации. Малопропизмы, идиолекты и первичное значение. Идея концептуальной схемы (третья догма эмпиризма).
  • ИНТЕНСИОНАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА И ВОЗМОЖНЫЕ МИРЫ
    (А) Каузальная теория референции и дескриптивистский подход. Миллевская концепция непосредственной референции. С. Крипке об именах собственных. Понятие жестких десигнаторов. Случайное и необходимое, априорное и апостериорное. Проблема следования правилу: парадокс С. Крипке и его скептическое решение скептической проблемы. Х. Патнем о терминах естественных видов. Семантический экстернализм: радикальный и умеренный. (Б) Реабилитация метафизики. Модальности. Особая роль контрфактических высказываний и законы природы. Реальные и возможные миры как условия истинности. Индексикалы: скрытые и явные. Время и анафора. Демонстративы. Реальный и возможные миры как контексты высказывания. Применение двумерного подхода в семантике. Д. Каплан о контексте высказывания и обстоятельствах его оценки. Характер и содержание предложения. Неустранимость индексикалов (Д. Перри). Д. Льюис о двойниках и ближайших возможных мирах. Установки De Dicto и De Se.
  • НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА
    Утверждение и парадокс Дж. Э. Мура. Д. Серль о конститутивных и регулятивных правилах. Правило убеждения и правило знания (Т. Уильямсон). Проблема контекстуальной относительности и минимальная семантика. Проблема вымышленных объектов и статус фикционального дискурса. Возможные объекты, неомейнонгианство, креационизм и фикциональные операторы. Прозвища и оскорбления (bad language).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа (тест)
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Зачет (тест)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Зачет (тест) + 0.3 * Контрольная работа (тест) + 0.3 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fennell, J. (2019). A Critical Introduction to the Philosophy of Language : Central Themes From Locke to Wittgenstein. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2031304
  • Lycan, W. G. (2019). Philosophy of Language : A Contemporary Introduction (Vol. Third edition). New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1878843
  • Логика и логическая семантика, Фреге, Г., 2015
  • Макеева Л. Б. Язык, онтология и реализм / Л.Б. Макеева. - Москва : ВШЭ, 2011. - 310 с. - ISBN 978-5-7598-0802-2. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/340636/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
  • Язык, онтология и реализм, Макеева, Л.Б., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hale, B., & Wright, C. (2000). A Companion to the Philosophy of Language. John Wiley and Sons, Inc.
  • McGinn, C. (2015). Philosophy of Language : The Classics Explained. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=956432
  • Miller, A. (2018). Philosophy of Language (Vol. Third edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1693064
  • Russell, G., & Fara, D. G. (2011). Routledge Companion to Philosophy of Language. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=479847
  • Sourcebook in the History of Philosophy of Language. Ed. by Margaret Cameron, Benjamin Hill, Robert J. Staintons. Springer: Cham.