• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Дизайн»

21
Апрель

Куратор и преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург на выставке в Манеже

Главный куратор профиля «Среда и интерьер» Андрей Пунин и преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Екатерина Филипенко приняли участие в выставке «Первая позиция. Русский Балет», открывшейся 22 февраля в ЦВЗ «Манеж».

22 февраля в Манеже открылась выставка, посвященная русскому балету, в которой живопись, графика, скульптура, костюм, документы, личные предметы из 40 музеев, архивов и библиотек Санкт-Петербурга, Москвы и регионов России сочетаются с масштабными мультимедийными инсталляциями и цифровыми технологиями.

Проект представляет собой путешествие в историю создания и развития балетного танца в России, рассказ о произведениях, покоривших мир, исторических событиях, сопутствовавших развитию балета в России, легендах — балетмейстерах, хореографах, композиторах и танцовщиках, чьи имена вошли в историю этого вида искусства, а также о знаменитой системе балетного образования.

Главный куратор профиля «Среда и интерьер» Андрей Пунин и преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Екатерина Филипенко создали для проекта инсталляции-реконструкции балетов «Орфей», «Лебединое озеро», «Корсар», а также портал, посвященный С.П.Дягилеву. Архитектором проекта стала Агния Стерлигова, глава бюро Planet9.

Екатерина Филипенко, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург: «Меня пригласили участвовать в очень интересном проекте, представляющем историю русского балета как уникальное явление мировой культуры. Как иллюстратору мне было очень интересно создавать инсталляции-реконструкции первых балетов, таких как „Орфей“, впервые поставленный в Потешных палатах Московского Кремля в 1672 году и первую постановку „Лебединого озера“, реализованную в 1894. Мне нравится, когда иллюстрация выходит из печатных изданий в музейное пространство и становится живым средством коммуникации со зрителем. В кинетической инсталляции „Корсар“ иллюстрация оживает в буквальном смысле, погружая зрителя в мир механики театрального закулисья. Замечательно, когда внутри сложной командной работы, в которой принимают участие профессионалы высокого уровня из самых разных областей, присутствует лёгкость, взаимное уважение и предоставление творческой свободы. Выставка получилась очень цельная, несмотря на применение разнообразных экспозиционных приёмов».

Агния Стерлигова, соавтор и архитектор проекта, основатель и генеральный директор бюро Planet9: «Тема экспозиции уже наталкивает нас на размышление о синтезе искусств. Любая балетная постановка — всегда коллаборация композитора, художника-постановщика, хореографа, танцора. В нашей выставке мы, конечно, опирались на яркую визуальность проекта. Одной из задач стало привлечение к соавторству независимых творческих сил: для нас было очень важно работать с самодостаточными авторами и художниками, чье художественное видение дополняет, улучшает, встраивается в рамку, которую мы задаём. Работа с Катей Филиппенко и Андреем Пуниным стала олицетворением этого принципа, они делали свою часть абсолютно автономно, осуществляя свое авторское высказывание. Так, например, они оживили декорации к балету „Корсар“. Это не только творческая работа, но большая инженерная, кинетическая в каком-то смысле часть. Также они реконструировали постановку „Лебединого озера“, потрясающе сделали портал, посвященный Дягилеву, в котором умудрились совместить узнаваемые образы из сценографий постановок. В Царской ложе стилистически прослеживается техника, в которой рисует Катя, это очень здорово! Я бесконечно счастлива такому соавторству, у меня самые лучшие впечатления. Как и в балете, в работе на выставкой у каждого была своя солирующая роль. Все это вместе привело к хорошему результату».

Анна Ялова, соавтор концепции, директор ЦВЗ «Манеж»: «Балет как вид искусства всегда занимал особое место в нашей культуре. В работе над этой выставкой для нас особенно важно было художественным языком рассказать зрителю историю развития и становления балета в России, останавливаясь на наиболее важных исторических вехах, значимых постановках и выдающихся мастерах».

Выставка «Первая позиция. Русский Балет» продлится до 21 мая 2023 года.

Часы работы выставочного зала:
Пн-Пт — с 12:00 до 21:00.
Сб, Вс и праздничные дни — с 11:00 до 21:00.

Вход на экспозицию свободный и заканчивается за 1,5 часа до закрытия выставочного пространства.

Адрес: Центральный выставочный зал «Манеж» Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 1.

САЙТ ВЫСТАВКИ