• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Дизайн»

Проекты студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург на воркшопе и выставке в ЦВЗ «Манеж»

В начале июля студенты Школы дизайна приняли участие в «Макете» — первом воркшопе по архитектуре и паблик-арту, организованном Манежем.

Участниками воршкопа стали студенты I и II курсов — Мария Мингаева, Валерия Богдан, Владислав Старостин, Анастасия Сергеева, Маргарита Наумова, Борис Заборский. Куратором направления «Паблик-арт» стал старший преподаватель НИУ ВШЭ, художник Боремир Бахарев, помощником куратора — студентка III курса профиля «Дизайн среды» Дарья Варфоломеева. Среди членов жюри был Митя Харшак, руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург.

В течение 4 дней старшеклассники и студенты различных вузов под руководством кураторов создавали собственные проекты по одному из трех направлений: архитектура, паблик-арт, новые медиумы . В работе над проектом участникам «Макета» помогали лекции искусствоведа, архитектора и графического дизайнера, а также экскурсии по городу, походы в мастерские художников и архитектурные бюро. 3 команды с участием студентов питерского кампуса Школы дизайна НИУ ВШЭ одержали победу в разработке выставочных проектов в направлениях «архитектура» и «новые медиумы». 

По окончании воркшопа на площади у западного фасада Манежа прошла выставка работ команд-победителей. Участники направления «Архитектура» разработали концепцию временного архитектурного решения площади у западного фасада Манежа с определением новых функций для нее. Участники направления «Новые медиумы» разработали концепцию выставки в городской среде и нашли новые экспозиционные решения. Участники направления «Паблик-арт» создали проекты арт-объектов для важных городских пространств Петербурга: книжного магазина «Подписные издания» и общественного пространства «Никольские ряды».

Боремир Бахарев, паблик-арт художник, куратор Школы дизайна НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург:


Интерес этого проекта определяется для меня несколькими позициями. Во-первых, это профессионализм. Возможность работы и взаимодействия такой значимой для города институции как Манеж и Вышки как ведущего вуза. Это хороший и перспективный опыт для всех. Во-вторых, это коммуникация. Здесь важно взаимодействие на различных этапах и уровнях в целом. В-третьих, интенсивность. Короткий временной отрезок и экстремальная интенсивность работы участников воркшопа — это сложно и  продуктивно одновременно. Если оценивать подготовку наших студентов, то мне понравились их концептуальность и цельность проектного мышления. Уверен, они внесли вклад в свои групповые проекты.

Владислав Старостин, студент II курса профиля «Дизайн среды»:

Работа на воркшопе длилась 4 дня подряд и была очень интенсивной и насыщенной. Нас разбили на команды. Я оказался у представителей «Общества Юных Архитекторов», где со мной были ребята из разных университетов Санкт-Петербурга и Москвы. Нам читали лекции приглашённые гости, проводили экскурсии по архитектурным мастерским и показывали фильмы, после чего мы работали. Это было очень интересно и познавательно. За короткие сроки нам вместе с командой удалось создать почти полноценный проект. Мы придумали концепцию «Манежный пустор» и воплощение ее в архитектурной форме, с помощью который попытались обыграть и переосмыслить кажущуюся недостатком пустоту и просторность Манежной площади. В результате мне удалось получить опыт выполнения проекта в столь короткие сроки в команде. Это однозначно был уникальный и необходимый опыт.

Валерия Богдан, студентка II курса профиля «Дизайн среды»:

Работа над проектами на воркшопе кипела с вечера первого дня: после распределения по группам и направлениям мы, только-только познакомившись между собой, должны были быстро приступать к разработке идеи. Кому-то удалось сразу ухватить задумку, и в оставшиеся дни раскручивать ее, а кто-то нащупывал мысль вплоть до дня перед отправкой в печать. За пять дней мы успели прослушать несколько лекций, сходить на экскурсии по направлениям, заявить концепцию проекта и даже реализовать его. По итогам распределения я попала на направление «новые медиумы», посвящённое кураторским практикам. Моей кураторкой стала Анна Заведий, а сокомандницами —  четыре девчонки из разных сфер искусства и с разным бэкграундом. Коммуникация наладилась в вечер первой встречи, и в оставшиеся дни мы все сильнее сближались. Мы стали победителями в своём направлении. Поставленную задачу (выставка в городской среде) мы решили реализовать в пространстве машины (в частности такси), являющейся неотъемлемой частью города, но не требующей сложных бюрократических «махинаций» для экспонирования. Город, машина и музыка — вот основные составляющие проекта, получившего название БЭКСИТ. Оттолкнувшись от теории Марка Оже о не-местах, мы вложили в пространство такси (пример не-места) свои смыслы, придав ему культурное значение. В него были заключены пять разных личных историй от кураторок. Думаю, терапевтичность проекта и высокий шанс его реализации очень помогли нам в одержании победы, что стала подтверждением «вы делаете все правильно», но на которой мы не планируем останавливаться. Работа над проектом продолжается, и мне очень хочется верить, что совсем скоро каждому желающему удастся прокатиться по городу с БЭКСИТ.

Борис Заборский, студент I курса профиля «Коммуникационный дизайн»:

Работать на воркшопе мне очень понравилось, хотя было нелегко, потому что я попал в команду не на паблик-арт или архитектуру, а на новые медиумы. Для наших проектов было только одно ограничение — это должен был быть кураторский проект о городской среде. Была дана максимальная свобода, но из-за этого было трудно определиться с рамками, в которых мы творим. 3 дня из 5 мы занимались разработкой концепции. Две команды сделали выставку художников, а мы решили сделать симулятор урбаниста: геймифицированный тур по городу, который бы актуализировал проблемные места города и вовлекал городское сообщество в их решение. Мы сделали прототип приложения и проработали вариативные сценарии игры. Пользователь начинал в здании Пробирной палаты на Казанской улице, сканировал AR-метку, а после выбирал один из трех вариантов перестройки этого места. В зависимости от этого выбора игра вела пользователя на новое место — так начинался уникальный для каждого тур по городу.  Наша команда не стала победителем, но это было для меня не очень важно. В отличии от других проектов, наша концепция легко воплощается в жизнь. Наш проект виртуальный, при этом он понятен широкой аудитории. Я думаю, знания, которые я приобрел на воркшопе, мне пригодятся в будущем.