(Не)видимый гендер: семинар от руководителя отделения дизайна Питерской Вышки
22 ноября Маргарита Кулева, руководитель отделения дизайна и современного искусства ВШЭ-Санкт-Петербург, совместно с Владом Струковым, доцентом Университета Лидса, провела семинар о гендерных режимах в современном искусстве и кураторской практике.
Семинар прошел в Музее современного искусства «Гараж» в Москве и состоял из трех сессий. Первая была посвящена особенностям российского контекста, вторая — международной практике, а на третьей участники семинара встретились за «круглым столом».
Российский контекст
Куратор Музея «Гараж» Саша Обухова рассказала о роли женщин-кураторов в институциональной истории российского искусства 1990-х годов. Доклад был посвящен многим забытым историей искусства представительницам «второго пола», которые фактически построили новый российский художественный мир, находясь на вторых ролях.
Маргарита Кулева из НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург поделилась результатами этнографического исследования гендерных особенностей организации труда и отметила повторяющиеся паттерны в том, как творческая работа представлена в культуре и медиа.
У художников и других творческих профессионалов нет счетов, обязанностей, расписания, выходных и будней — лишь творческий поиск, трагическая любовь и «другие зависимости». Однако творческая работа всегда имеет коллективный характер, включающий значительную долю «невидимого труда» (оформления документации, гражданско-правовых договоров и т. д.). Если в мифологиях творчества женщинам, помимо нескольких исключений, не отводится места, можем ли мы сказать, что мужчинам достается «творческая» работа, а женщинам – организационная рутина? Ответ на этот вопрос сложнее, чем кажется: организацию труда в современных культурных организациях пронизывают многочисленные оси неравенства, включающие не только гендер, но и профессиональные, социальные и иные особенности
Международный и транслокальный контекст
Во второй сессии исследователь и куратор семинара Влад Струков рассказал о концепте «гендера в движении». Доклад был посвящен современному искусству российского юга (Дагестан, Ставропольский край), и тому, как это искусство приобретает новые смыслы и аудитории в российских городах и за границей. А доцент НИУ ВШЭ Панайотис Компациарис представил критический анализ кураторских текстов международных биеннале.
Завершил семинар круглый стол «Биеннале — бинарно?» с участием международных кураторов и исследователей Зиппоры Элдерс (Нидерланды), Каспарс Ванагс (Нидерланды), Юлии Бетвейт (Финляндия).
В следующем году семинар планируется провести в одном из университетов Лондона.
Кулева Маргарита Игоревна
Отделение дизайна и современного искусства: Заведующий отделением