Паспорт образовательной программы
01.03.02 Прикладная математика и информатика
Нет
4 года
Очная форма обучения, 240 з.е.
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
2024/2025 учебный год
Анализ данных в финансах
Архитектура машинного обучения
Прикладной анализ данных
2023/2024 учебный год
Анализ данных в финансах
Архитектура машинного обучения
Прикладной анализ данных
2022/2023 учебный год
Анализ данных в финансах
Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность в сфере системной аналитики и решать задачи управления аналитическими работами и подразделением.
Профессиональные компетенции (планируемые результаты освоения ОП)
ПК-1 |
Способен организовать научно-исследовательскую деятельность. |
ПК-2 |
Способен поддерживать коллективную научную коммуникацию, организовывать научные мероприятия. |
ПК-3 |
Способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии. |
ПК-4 |
Способен анализировать и воспроизводить смысл междисциплинарных текстов с использованием языка и аппарата прикладной математики и информатики. |
ПК-5 |
Способен создавать междисциплинарные тексты с использованием языка и аппарата прикладной математики и информатики. |
ПК-6 |
Способен оформлять и представлять публично результаты профессиональной деятельности с использованием информационных технологий. |
ПК-7 |
Способен осуществлять целенаправленный многокритериальный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и в других источниках. |
ПК-8 |
Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативных документов в профессиональной деятельности. |
ПК-9 |
Способен получать, очищать, анализировать и визуализировать большие объёмы данных. |
ПК-10 |
Способен реализовывать модели и алгоритмы прикладной математике в виде компьютерных программ. |
ПК-11 |
Способен оценивать корректность и воспроизводимость применения методов прикладной математики и информатики. |
ПК-12 |
Способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы. |
ПК-13 |
Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. |
ПК-14 |
Способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач. |
Архитектура машинного обучения
Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность в сфере системной аналитики и решать задачи управления аналитическими работами и подразделением.
Профессиональные компетенции (планируемые результаты освоения ОП)
ПК-1 |
Способен организовать научно-исследовательскую деятельность. |
ПК-2 |
Способен поддерживать коллективную научную коммуникацию, организовывать научные мероприятия. |
ПК-3 |
Способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии. |
ПК-4 |
Способен анализировать и воспроизводить смысл междисциплинарных текстов с использованием языка и аппарата прикладной математики и информатики. |
ПК-5 |
Способен создавать междисциплинарные тексты с использованием языка и аппарата прикладной математики и информатики. |
ПК-6 |
Способен оформлять и представлять публично результаты профессиональной деятельности с использованием информационных технологий. |
ПК-7 |
Способен осуществлять целенаправленный многокритериальный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и в других источниках. |
ПК-8 |
Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативных документов в профессиональной деятельности. |
ПК-9 |
Способен получать, очищать, анализировать и визуализировать большие объёмы данных. |
ПК-10 |
Способен реализовывать модели и алгоритмы прикладной математике в виде компьютерных программ. |
ПК-11 |
Способен оценивать корректность и воспроизводимость применения методов прикладной математики и информатики. |
ПК-12 |
Способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы. |
ПК-13 |
Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. |
ПК-14 |
Способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач. |
Прикладной анализ данных
Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность в сфере системной аналитики и решать задачи управления аналитическими работами и подразделением.
Профессиональные компетенции (планируемые результаты освоения ОП)
ПК-1 |
Способен организовать научно-исследовательскую деятельность. |
ПК-2 |
Способен поддерживать коллективную научную коммуникацию, организовывать научные мероприятия. |
ПК-3 |
Способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии. |
ПК-4 |
Способен анализировать и воспроизводить смысл междисциплинарных текстов с использованием языка и аппарата прикладной математики и информатики. |
ПК-5 |
Способен создавать междисциплинарные тексты с использованием языка и аппарата прикладной математики и информатики. |
ПК-6 |
Способен оформлять и представлять публично результаты профессиональной деятельности с использованием информационных технологий. |
ПК-7 |
Способен осуществлять целенаправленный многокритериальный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и в других источниках. |
ПК-8 |
Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативных документов в профессиональной деятельности. |
ПК-9 |
Способен получать, очищать, анализировать и визуализировать большие объёмы данных. |
ПК-10 |
Способен реализовывать модели и алгоритмы прикладной математике в виде компьютерных программ. |
ПК-11 |
Способен оценивать корректность и воспроизводимость применения методов прикладной математики и информатики. |
ПК-12 |
Способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы. |
ПК-13 |
Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. |
ПК-14 |
Способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач. |
-
Программа содержит полную линейку курсов в области машинного обучения и анализа данных, сохраняет полный блок математических дисциплин и базовый блок программистских дисциплин, а также крайне насыщенный в плане содержательных дисциплин блок, посвященный экономике и финансовым технологиям.
-
Программа серьезным образом ориентирована на подготовку специалистов, востребованных в ведущих российских и зарубежных хедж-фондах, и сделана при активном участии специалистов из филиалов хедж-фондов, расположенных в Санкт-Петербурге (Synthesys, Quantstellation, DataFork, Worldquant LtD), а также с участием банков - партнеров Питерского кампуса НИУ ВШЭ (банк Санкт-Петербург, Сбербанк, Северо-Западное отделение Центробанка РФ) и финансовых компаний, таких, как компания 1С.
-
Программа является междисциплинарной и удачно сочетает в себе элементы высшей математики, практического программирования, анализа данных, финансового анализа, финансовых технологий.
Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы и определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:
• научно-исследовательская деятельность;
• проектная и производственно-технологическая деятельность;
• организационно-управленческая деятельность.
Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность в сфере системной аналитики и решать задачи управления аналитическими работами и подразделением.
Профессиональные компетенции (планируемые результаты освоения ОП)
ПК-1 | Способен организовать научно-исследовательскую деятельность. |
ПК-2 | Способен поддерживать коллективную научную коммуникацию, организовывать научные мероприятия. |
ПК-3 | Способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии. |
ПК-4 | Способен анализировать и воспроизводить смысл междисциплинарных текстов с использованием языка и аппарата прикладной математики и информатики. |
ПК-5 | Способен создавать междисциплинарные тексты с использованием языка и аппарата прикладной математики и информатики. |
ПК-6 | Способен оформлять и представлять публично результаты профессиональной деятельности с использованием информационных технологий. |
ПК-7 | Способен осуществлять целенаправленный многокритериальный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и в других источниках. |
ПК-8 | Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативных документов в профессиональной деятельности. |
ПК-9 | Способен получать, очищать, анализировать и визуализировать большие объёмы данных. |
ПК-10 | Способен реализовывать модели и алгоритмы прикладной математике в виде компьютерных программ. |
ПК-11 | Способен оценивать корректность и воспроизводимость применения методов прикладной математики и информатики. |
ПК-12 | Способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы. |
ПК-13 | Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. |
ПК-14 | Способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач. |
Структура образовательной программы состоит из следующих модулей и циклов.
Модуль Maior:
в раздел “Базовый профессиональный” входят стандартные для данного направления дисциплины “Математический анализ”, “Линейная алгебра и геометрия” и др., в соответствии с предметными областями, входящими в образовательный стандарт направления 01.03.02 Прикладная математика и информатика;
в раздел «Вариативный профессиональный» входят такие обязательные программистские дисциплины, как «Язык программирования C++», «Язык программирования Java», «Базы данных», «Параллельное программирование», «Разработка программного обеспечения», направленные на получение студентами необходимого программистского бэкграунда. В этот же блок для специлизации «Анализ данных в финансах» включены базовые экономические дисциплины, такие как “Микроэкономика”, “Эконометрика и элементы социально-экономической статистики”, “Теория финансов”.
Наряду дисциплинами в этом разделе предусмотрен научно-исследовательский семинар. Основными задачами семинара являются:
-
обучение студентов навыкам академической работы, включая подготовку и проведение научных исследований, написание научных работ;
-
обучение навыкам научного обсуждения и презентации идей, концепций, результатов исследований, проектов и исследовательских работ;
-
исследование областей применения анализа данных в финансовых технологиях;
знакомство студентов с примерами успешных исследовательских, аналитических и технологических проектов.
Для студентов, ориентированных на специализацию в области финансов, в выборной части раздела «Вариативный профессиональный» предусмотрены дисциплины, позволяющие углубить знания как в области финансовых технологий, так и в области анализа данных. Обязательными для всех студентов специализации «Анализ данных в финансах» являются курсы “Финансовый учет”, “Модели ценообразования активов”, также рекомендовано изучить курсы, необходимые для понимания финансовой информации и ее анализа: “Корпоративные финансы”, “Портфельное управление”. В зависимости от выбранных курсов студенты могут либо освоить дополнительные компетенции в области количественных методов финансового анализа для предприятий реального бизнеса (“Количественные методы в финансовом планировании и оценке”, “Анализ рисков и актуарные расчеты”, “Оценки реальных опционов”), либо в области рыночного инвестирования (“Теория игр и аукционы”, “Разработка торговых стратегий”), выбрать дополнительные спецкурсы в области машинного обучения или углубиться в математические аспекты анализа данных.
В модуле «Практика» предусмотрены разделы: профессиональная, проектная и научно-исследовательская.
Большое внимание в программе уделяется индивидуальной практической работе, в рамках проектной практики значительная часть раздела выделена на выполнении выбранного студентом проекта под руководством преподавателя кафедры или представителя компании. Выполнение проекта предполагает как индивидуальную работу студента, так и еженедельные личные встречи студента с руководителем. В конце каждого семестра проходит защита работы перед студентами, сотрудниками департамента информатики и представителями IT- и финтех-компаний.
В рамках профессиональной практики, после 2го и 3го года обучения в бакалавриате студентам будет предложено пройти летнюю практику в ведущих компаниях с обязательными презентациями осенью результатов своих работ.
В модуль дисциплин общего цикла (ДОЦ) входят стандартные общие курсы «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура», «Правовая грамотность», «Экономика» и одна дисциплина по выбору студента («Психология», «Социология», «История» и др.)
В рамках модуля «Data Culture» студенты пройдут независимую оценку компетенций по цифровой грамотности, программированию (продвинутый уровень) изучат дисциплину «Машинное обучение», подготавливающую их к сдаче независимого экзамена по анализу данных (продвинутый уровень).
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Прикладной анализ данных и искусственный интеллект»