Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
ул. Седова 55/2, каб. 211
телефон: 644-59-10
(доб. 61315)
Основная миссия департамента социологии – подготовка думающих и созидающих специалистов в области сравнительного социального анализа и социальной информатики. Более двадцати лет мы стремимся к совершенству не только в преподавании учебных дисциплин, но и в реализации исследовательских проектов. Для этого в департаменте создана деловая и творческая атмосфера, которая позволяет подготовить конкурентоспособных и ответственных профессионалов для современного рынка труда.
Simpson A., Simpson R., Baker D. T. et al.
Bristol: Bristol University Press, 2024.
Мурач А. А., Сторчевой М. А., Гаете С. М.
Экономическая политика. 2024. Т. 19. № 4. С. 84-121.
In bk.: Gendering Place and Affect: Attachment, Disruption and Belonging. Bristol: Bristol University Press, 2024. P. 154-166.
Hartle L., Bortolini T., Karl J. et al.
PsyArXiv. OSF. Open Science Framework, 2024
Переход во взрослость можно определить по формальным критериям, в числе которых выход на рынок труда, переезд от родителей, брак, рождение ребенка и некоторые другие, зависящие от контекста. Но есть и другой подход— он выводит на передний план неформальные критерии. В этом случае ученые обращаются к тому, насколько сам человек считает себя взрослым и какими смыслами наполняет это понятие.
Оба подхода имеют свои недостатки. «Критерии слишком разные, они зависят от общества. Например, появление детей — неактуальный критерий для стран с маленькой рождаемостью, иначе получится, что там слишком много молодых, которые не могут считаться взрослыми. В общем, какой-то единый формальный признак взрослости выбрать невозможно. Это нужно понимать. Делать ставку только на внутренние критерии тоже не стоит, в противном случае мы рискуем упустить из внимания структурные барьеры и принять приспособление к внешним изменениям за «естественные» внутренние процессы. Для исследования лучше соблюдать баланс между этими двумя подходами», — комментирует Анастасия Андреева, преподаватель департамента социологии и сотрудник Центра молодежных исследований.
Это исследование стало частью проекта «Взросление российской молодежи в XXI веке: поколенческий анализ». Работу над ним выполнил Центр молодежных исследований. В проекте проводились интервью с тремя возрастными когортами людей: от 18 до 23, от 28 до 33, а также от 38 до 43. Такое разделение было выбрано, чтобы охватить разные этапы жизненного курса молодежи. Результатом проекта стали семь научных статей, в том числе и исследование Анастасии Андреевой, опубликованное в журнале «Социологические исследования».
Возраст, когда люди начинают считать себя взрослыми, постепенно повышается. Для ученых эта идея не в новинку: такие исследования были еще в 90-е, однако в России они набирали актуальность постепенно. В советское время у молодежи была перед глазами понятная и знакомая картина взросления: сначала учеба, потом — распределение и работа. Это довольно предсказуемый сценарий. Но с распадом СССР его вариативность выросла — и к этому тоже нужно было привыкнуть.
На то, что взросление наступает позднее, влияет сразу несколько факторов, прежде всего — экономический. «Как правило, молодежь начинает карьерный путь с низкооплачиваемой работы, стартовых позиций. Из-за этого ей далеко не сразу удается обрести финансовую независимость и переехать в отдельное жилье. Чтобы выйти на стабильный доход, нужно время, поэтому критерий независимой жизни и успешной карьеры не срабатывает. Более того, нестабильность в заработке не позволяет заводить семью, ведь семье нужно отдельное жилье, а купить не получается», — объясняет Анастасия Андреева.
Отдельная и сложная тема — как женщины воспринимали взрослость. Некоторые интервьюируемые считали переходным моментом брак или рождение ребенка. Но, по словам Анастасии Андреевой, были и те, кто считал началом взрослой — самостоятельной, независимой жизни — развод.
По словам Анастасии Андреевой, «взрослость» часто воспринималась как нечто негативное.
Есть достаточно распространенное негативное мнение, что взрослый человек — тот, у которого нет никакой личной свободы. Он якобы погряз в ипотеках, разрывается между домом и работой, не имеет никаких хобби, а в личной жизни у него полная тоска. И вот такими взрослыми люди становиться не хотят. Предпочитают побыть молодыми, модными.
Некоторые выбирают молодость вместо бесконечной фрустрации. Да, пока они не могут позволить себе отдельную квартиру или машину. И они говорят: «А нам это и не нужно». Можно сменить район и снять там жилье, а можно уехать в другой город на заработки. В любом случае молодежи приходится переопределять взрослость, придавать ей новые смыслы.
«Для многих свобода — это свобода графика. Многим нашим информантам не нравится работа, где нужно быть от звонка до звонка. Им хочется быть хозяевами своей жизни», — говорит Анастасия Андреева.
Свободный график часто выбирают те, кому нужно совмещать работу с учебой — например, студенты. Логично было бы предположить, что молодежь в возрасте от 18 до 23 лет станет остро ощущать свою уязвимость из-за нестабильности, но на деле многие находили в этом плюсы и приравнивали нестабильность к свободе. «При этом более взрослые информанты — социально менее уязвимые. У них как минимум есть опыт трудоустройства и длительной работы. Это упрощает поиски следующего места работы. А вот начинающие с маленьким резюме находятся в более затрудненном положении», — объясняет Анастасия Андреева.
Ответственность упоминали все категории информантов. Младшие когорты говорили об ответственности за себя: в эту трактовку были включены оплата ЖКХ, готовка, стирка, а также забота о своем ментальном здоровье. Старшие когорты чаще подразумевали ответственность за других, например — за своих детей.
Из интересного: ответственность нисколько не противоречила свободе в рассказах информантов. Но, в принципе, это логично. Человек свободен, когда у него есть своя зона ответственности, над которой не властен никто посторонний. Такие идеи чаще встречались у людей в старших возрастных когортах, особенно у тех, кто руководил каким-то отделом или подразделением. Те, кто работает по найму, подразумевали, что имеют некоторую творческую свободу. А владельцы бизнеса обычно говорили о личной свободе, но при этом и об ответственности за других, которым нужно платить зарплату.
Что касается заботы, то различие только в одном — на кого она направлена. Люди до 23 лет чаще всего заботятся о своих друзьях и выбранных сообществах, те, кто постарше, — о детях и родственниках. «Связь между свободой и взрослостью вполне понятна: когда люди заботятся о ком-то, они чувствуют себя взрослыми, компетентными. У них достаточно ресурса, чтобы им делиться», — говорит Анастасия Андреева.
Информанты делили заботу на вынужденную и желанную. Для женщин, чьи мужья отказывались от домашних обязанностей, необходимость заботиться о домочадцах могла быть обузой. А вот помощь менее опытному коллеге воспринималась положительно. Информанты отмечали свой рост как наставников и говорили, что им приятно делиться опытом с молодыми талантами.
Сейчас я готовлю статью о взрослении в терапевтической культуре. Некоторые информанты говорили, что забота о ментальном здоровье помогла им повзрослеть, стать более осознанными. Очень насыщенная тема, интересно посмотреть, как она раскроется.
Департамент социологии: Преподаватель