• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты
Руководство
Руководитель департамента социологии Колесник Наталья Владимировна
Специалист по учебно-методической работе Ильина Мария Ивановна

miilina@hse.ru

Специалист по учебно-методической работе / Диспетчер ОП «Социология и социальная информатика», «Современный социальный анализ», «Анализ данных для государства и общества» Лобанова Юлия Вячеславовна

ylobanova@hse.ru

ул. Седова 55/2, каб. 211

телефон: 644-59-10  
(доб. 61315)

Книга
Gendering Place and Affect: Attachment, Disruption and Belonging

Simpson A., Simpson R., Baker D. T. et al.

Bristol: Bristol University Press, 2024.

Глава в книге
To Be a Homeless Woman in Russia: Coping Strategies and Meanings of ‘Home’ on the Street

Evgeniia Kuziner.

In bk.: Gendering Place and Affect: Attachment, Disruption and Belonging. Bristol: Bristol University Press, 2024. P. 154-166.

Препринт
Wellbeing Dynamics across Cultures During the Pandemic: A Five Country Exploration

Hartle L., Bortolini T., Karl J. et al.

PsyArXiv. OSF. Open Science Framework, 2024

Взрослость ассоциируется со свободой, ответственностью и заботой

Что делает человека взрослым? Финансовая свобода, забота о близких или все сразу? Социолог из Центра молодежных исследований Анастасия Андреева изучила переход петербургской молодежи к взрослости. Оказалось, для многих быть взрослым — это быть свободным, ответственным и заботливым. Что еще удалось выяснить о петербургской молодежи — рассказываем в материале.

Взрослость ассоциируется со свободой, ответственностью и заботой

iStock

Два подхода ко взрослости

Переход во взрослость можно определить по формальным критериям, в числе которых  выход на рынок труда, переезд от родителей, брак, рождение ребенка и некоторые другие, зависящие от контекста. Но есть и другой подход— он выводит на передний план неформальные критерии. В этом случае ученые обращаются к тому, насколько сам человек считает себя взрослым и какими смыслами наполняет это понятие.

Оба подхода имеют свои недостатки. «Критерии слишком разные, они зависят от общества. Например, появление детей — неактуальный критерий для стран с маленькой рождаемостью, иначе получится, что там слишком много молодых, которые не могут считаться взрослыми. В общем, какой-то единый формальный признак взрослости выбрать невозможно. Это нужно понимать. Делать ставку только на внутренние критерии тоже не стоит, в противном случае мы рискуем упустить из внимания структурные барьеры и принять приспособление к внешним изменениям за «естественные» внутренние процессы. Для исследования лучше соблюдать баланс между этими двумя подходами», — комментирует Анастасия Андреева, преподаватель департамента социологии и сотрудник Центра молодежных исследований.

Это исследование стало частью проекта «Взросление российской молодежи в XXI веке: поколенческий анализ». Работу над ним выполнил Центр молодежных исследований. В проекте проводились интервью с тремя возрастными когортами людей: от 18 до 23, от 28 до 33, а также от 38 до 43. Такое разделение было выбрано, чтобы охватить разные этапы жизненного курса молодежи. Результатом проекта стали семь научных статей, в том числе и исследование Анастасии Андреевой, опубликованное в журнале «Социологические исследования».

Молодость кончается позднее

Возраст, когда люди начинают считать себя взрослыми, постепенно повышается. Для ученых эта идея не в новинку: такие исследования были еще в 90-е, однако в России они набирали актуальность постепенно. В советское время у молодежи была перед глазами понятная и знакомая картина взросления: сначала учеба, потом — распределение и работа. Это довольно предсказуемый сценарий. Но с распадом СССР его вариативность выросла — и к этому тоже нужно было привыкнуть.

На то, что взросление наступает позднее, влияет сразу несколько факторов, прежде всего — экономический. «Как правило, молодежь начинает карьерный путь с низкооплачиваемой работы, стартовых позиций. Из-за этого ей далеко не сразу удается обрести финансовую независимость и переехать в отдельное жилье. Чтобы выйти на стабильный доход, нужно время, поэтому критерий независимой жизни и успешной карьеры не срабатывает. Более того, нестабильность в заработке не позволяет заводить семью, ведь семье нужно отдельное жилье, а купить не получается», — объясняет Анастасия Андреева.

Отдельная и сложная тема — как женщины воспринимали взрослость. Некоторые интервьюируемые считали переходным моментом брак или рождение ребенка. Но, по словам Анастасии Андреевой, были и те, кто считал началом взрослой — самостоятельной, независимой жизни — развод.

Никто не хочет быть «скучным взрослым»

По словам Анастасии Андреевой, «взрослость» часто воспринималась как нечто негативное.

Анастасия Андреева, преподаватель департамента социологии, сотрудник Центра молодежных исследований

Андреева Анастасия Сергеевна

Есть достаточно распространенное негативное мнение, что взрослый человек — тот, у которого нет никакой личной свободы. Он якобы погряз в ипотеках, разрывается между домом и работой, не имеет никаких хобби, а в личной жизни у него полная тоска. И вот такими взрослыми люди становиться не хотят. Предпочитают побыть молодыми, модными.

Некоторые выбирают молодость вместо бесконечной фрустрации. Да, пока они не могут позволить себе отдельную квартиру или машину. И они говорят: «А нам это и не нужно». Можно сменить район и снять там жилье, а можно уехать в другой город на заработки. В любом случае молодежи приходится переопределять взрослость, придавать ей новые смыслы.

Взросление часто определяют через слово «свобода»

«Для многих свобода — это свобода графика. Многим нашим информантам не нравится работа, где нужно быть от звонка до звонка. Им хочется быть хозяевами своей жизни», — говорит Анастасия Андреева.

Свободный график часто выбирают те, кому нужно совмещать работу с учебой — например, студенты. Логично было бы предположить, что молодежь в возрасте от 18 до 23 лет станет остро ощущать свою уязвимость из-за нестабильности, но на деле многие находили в этом плюсы и приравнивали нестабильность к свободе. «При этом более взрослые информанты — социально менее уязвимые. У них как минимум есть опыт трудоустройства и длительной работы. Это упрощает поиски следующего места работы. А вот начинающие с маленьким резюме находятся в более затрудненном положении», — объясняет Анастасия Андреева.

Ответственность и забота — тоже важные критерии взрослости

Ответственность упоминали все категории информантов. Младшие когорты говорили об ответственности за себя: в эту трактовку были включены оплата ЖКХ, готовка, стирка, а также забота о своем ментальном здоровье. Старшие когорты чаще подразумевали ответственность за других, например — за своих детей.

Анастасия Андреева, преподаватель департамента социологии, сотрудник Центра молодежных исследований

Андреева Анастасия Сергеевна

Из интересного: ответственность нисколько не противоречила свободе в рассказах информантов. Но, в принципе, это логично. Человек свободен, когда у него есть своя зона ответственности, над которой не властен никто посторонний. Такие идеи чаще встречались у людей в старших возрастных когортах, особенно у тех, кто руководил каким-то отделом или подразделением. Те, кто работает по найму, подразумевали, что имеют некоторую творческую свободу. А владельцы бизнеса обычно говорили о личной свободе, но при этом и об ответственности за других, которым нужно платить зарплату.

Что касается заботы, то различие только в одном — на кого она направлена. Люди до 23 лет чаще всего заботятся о своих друзьях и выбранных сообществах, те, кто постарше, — о детях и родственниках. «Связь между свободой и взрослостью вполне понятна: когда люди заботятся о ком-то, они чувствуют себя взрослыми, компетентными. У них достаточно ресурса, чтобы им делиться», — говорит Анастасия Андреева. 

Информанты делили заботу на вынужденную и желанную. Для женщин, чьи мужья отказывались от домашних обязанностей, необходимость заботиться о домочадцах могла быть обузой. А вот помощь менее опытному коллеге воспринималась положительно. Информанты отмечали свой рост как наставников и говорили, что им приятно делиться опытом с молодыми талантами.

Анастасия Андреева, преподаватель департамента социологии, сотрудник Центра молодежных исследований

Андреева Анастасия Сергеевна

Сейчас я готовлю статью о взрослении в терапевтической культуре. Некоторые информанты говорили, что забота о ментальном здоровье помогла им повзрослеть, стать более осознанными. Очень насыщенная тема, интересно посмотреть, как она раскроется.