• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты
Руководство
Руководитель департамента социологии Колесник Наталья Владимировна
Специалист по учебно-методической работе Ильина Мария Ивановна

miilina@hse.ru

Специалист по учебно-методической работе Лобанова Юлия Вячеславовна

ylobanova@hse.ru

ул. Седова 55/2, каб. 211

телефон: 644-59-10  
(доб. 61315)

Глава в книге
Enhanced Economic Sustainable Evaluation of Operational Planning in Industrial Engineering

Kitzmann H., Strimovskaya A., Tsyplakova E. et al.

In bk.: Selected Papers from the 23rd International Multidisciplinary Conference on Reliability and Statistics in Transportation and Communication: Digital Twins - From Development to Application, RelStat-2023, October 19-21, 2023, Riga, Latvia. Reliability and Statistics in Transportation and Communication, LNNS, volume 913. Vol. 913. Cham: Springer, 2024. P. 418-427.

Препринт
AI can see you: Machiavellianism and Extraversion are reflected in eye-movements

Tsigeman E., Zemlyak V., Likhanov M. et al.

00. 00. PsyArXiv Preprints, 2023

Более открытые подростки чаще имеют склонность к музыке — выяснили ученые Питерской Вышки

Исследователи Лаборатории социальной и когнитивной информатики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге вместе с группой зарубежных ученых проанализировали, как связаны личностные черты и интерес к музыке у подростков. Данные по России, Германии и Великобритании показали, что открытые новому опыту подростки более музыкальны. Результаты исследования опубликованы в журнале Psychology of Music. К каким еще выводам пришли ученые, — рассказывает младший научный сотрудник Лаборатории социальной и когнитивной информатики Элина Цигеман.

Более открытые подростки чаще имеют склонность к музыке — выяснили ученые Питерской Вышки

© iStock

Исследования подростковой музыкальности не так популярны

Интерес исследователей к тому, какие черты личности подталкивают людей заниматься музыкой, появился не так давно. Поначалу ученые изучали темперамент профессиональных музыкантов, чтобы понять, чем они отличаются от других людей. Одно из таких исследований провел Энтони Кемп в 1996 году и выяснил, что люди из музыкальной индустрии чаще других склонны к тревоге и интроверсии.

«Это может быть связано с тем, что музыка помогает справиться со своими эмоциями: через нее музыканты выплескивают чувства, которые не могут выразить другими способами», — комментирует Элина Цигеман, младший научный сотрудник Лаборатории социальной и когнитивной информатики.

Затем ученых стали интересовать все, кто так или иначе занимается музыкой. Изучая музыкальность и особенности характера разных людей, исследователи заметили, что музыкой чаще занимаются открытые новому опыту люди.

«Открытость — это черта личности, которая связывается со всей культурной жизнью человека. То есть люди, у которых она сильнее выражена, чаще интересуются искусством, постоянно ищут новые впечатления и тянутся к знаниям», — объясняет Элина Цигеман. При этом исследования в основном касались взрослых людей, а подростки оставались без внимания.  

Элина Цигеман, младший научный сотрудник Лаборатории социальной и когнитивной информатики

Элина Цигеман, младший научный сотрудник Лаборатории социальной и когнитивной информатики

Исследований среди подростков немного, а тема интересная, потому что для подростков музыка играет большую роль, чем для взрослых. Она помогает школьникам социализироваться и находить друзей, а иногда, наоборот, мешает: подростку трудно примкнуть к той или иной группе, если он не слушает конкретного исполнителя. 

В исследовании участвовали подростки из России, Великобритании и Германии

Элина Цигеман вместе с группой зарубежных ученых проанализировала музыкальность подростков. Исследователи стремились выяснить, какие черты личности связаны с музыкальностью и как поменяются результаты в зависимости от выборки.

В исследовании приняли участие 2211 учеников общеобразовательных школ: 346 из России, 751 из Великобритании и 1114 из Германии. Подростки прошли два опросника. В первом оценивалась музыкальность школьников по пяти критериям: музыкальная вовлеченность (AE), умение замечать эмоции (EM), музыкальная подготовка (MT), слух (PA) и певческие способности (SA). Показатель музыкальной вовлеченности учитывал любой интерес к музыке: покупку альбомов и билетов на концерт, вдумчивое прослушивание песен. Слух и певческие способности ребята могли оценить самостоятельно.

Второй опросник определял у подростков черты личности из «большой пятерки»: открытость опыту (Ope), добросовестность (Con), экстраверсия (Ext), доброжелательность (Agr) и эмоциональная стабильность (Ems). Участникам нужно было указать, насколько те или иные утверждения соответствуют их характеру. Во всех выборках использовались разные опросники из-за языковых особенностей — это одно из ограничений исследования.

Результаты двух опросников легли в основу сетевой модели. Она позволяет проследить, насколько сильны связи между разными аспектами музыкальности и чертами личности.  

Более музыкальным подросткам свойственны открытость и экстраверсия

Оказалось, что самую сильную связь музыкальность имеет с открытостью новому опыту. То есть, если подросток открыт по характеру, он с большей вероятностью умеет замечать эмоции в музыке, обладает музыкальной подготовкой и слухом, а также умеет петь.

Для российских и немецких подростков важной оказалась экстраверсия. Чем выше она была у подростков из этих стран, тем лучше у них было с музыкальным слухом и пением. Выборка по Великобритании таких результатов не показала. 

На музыкальность мало влияет добросовестность — об этом говорят результаты в России и Великобритании. И хотя от этой черты характера зависит, будет ли ученик усидчив и внимателен, в случае музыкальных занятий ее роль оказывается не так велика. Почти не зависит музыкальность и от доброжелательности. Уступчивые и дружелюбные подростки лучше понимают эмоции в музыке, однако к развитию музыкальных талантов эта черта не имеет отношения.

Результаты полезны для занятий музыкой и стриминговых сервисов

Музыкальные тренировки помогают развивать память, моторику, слух. Последнее особенно полезно для тех, кому нравится изучать иностранные языки: натренированный слух восприимчив не только к музыке, но и к речи. Все это дает основание рекомендовать музыкальные уроки не только детям, но и взрослым. Помимо этого, музыкальные занятия могут быть связаны и с интеллектом.

«Одно из исследований обнаружило связи между музыкальностью и интеллектом. Ребята, которые занимались в музыкальной школе, показывали более высокие академические результаты. Однако нельзя сказать наверняка, в каком направлении проходят связи, а недавние исследования показали, что такой связи и вовсе нет. Поэтому нужны более длительные исследования», — рассказывает Элина Цигеман.

Еще одна область применения результатов — активно развивающиеся рекомендательные сервисы. 

Элина Цигеман, младший научный сотрудник Лаборатории социальной и когнитивной информатики

Элина Цигеман, младший научный сотрудник Лаборатории социальной и когнитивной информатики

Люди охотнее подписываются на те музыкальные платформы, которым удается угадывать их музыкальные предпочтения. Есть попытки по-разному кастомизировать музыкальные приложения, но результаты пока скромные. Например, при помощи машинного обучения аналитики анализируют информацию о пользователях социальных сетей и стараются подобрать для них музыку, которая им может понравиться. Но выдающихся результатов в этом направлении пока нет.