• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
No spatial advantage in adolescent hockey players? Exploring measure specificity and masked effects

Bartseva K., Likhanov M., Tsigeman E. et al.

Intelligence. 2024. Vol. 102.

Глава в книге
Application of Artificial Intelligence Methods for Improvement of Strategic Decision-Making in Logistics

Kitzmann H., Strimovskaya A., Serova E.

In bk.: Transfer, Diffusion and Adoption of Next-Generation Digital Technologies. IFIP WG 8.6 International Working Conference on Transfer and Diffusion of IT, TDIT 2023 Nagpur, India, December 15–16, 2023 Proceedings, Part II. Vol. 698. Springer, 2024. P. 132-143.

Препринт
AI can see you: Machiavellianism and Extraversion are reflected in eye-movements

Tsigeman E., Zemlyak V., Likhanov M. et al.

00. 00. PsyArXiv Preprints, 2023

Социологи Питерской Вышки изучили, как иногородние студенты адаптируются на новом месте

Три года подряд ученые из Центра молодежных исследований изучали иногородних студентов Петербурга и Казани. Социологов интересовало, с какими сложностями ребята сталкиваются на новом месте и как их преодолевают. Работа над проектом шла вместе с Казанским федеральным университетом в рамках зеркальных лабораторий. Что выяснили исследователи, рассказала Ирина Лисовская, научный сотрудник Центра молодежных исследований.

Социологи Питерской Вышки изучили, как иногородние студенты адаптируются на новом месте

iStock

Что и как изучали

Социологи сфокусировались на молодежи, которая переехала в Петербург и Казань из других городов по учебе. Их интересовало, как именно молодые люди включаются в городскую жизнь: чем помогает университет, какие трудности появляются после переезда и как с ними можно справляться. 

Сферы социального включения очерчены  в исследовании широко. Сюда входят и крупные городские фестивали, и дворовые субботники, и кружки по интересам, которые предлагают в вузах. Но поскольку знакомство студентов с городом начинается именно с университета, исследователи больше фокусировались на адаптации.

Исследование строилось вокруг двух крупных вузов — Питерской Вышки и Казанского федерального университета. Социологи выбрали именно эти университеты, потому что они — крупные и в то же время достаточно разные. «КФУ — более классический, Питерская Вышка — нетипичная в своей среде», — объясняет Ирина Лисовская, научный сотрудник Центра молодежных исследований.

Социологи провели 60 интервью со старшекурсниками бакалавриата, магистрантами и выпускниками. Из каждого университета и каждой подгруппы было представлено по 10 человек. Также исследователи опросили студентов насчет учебы в университете. В анкету попали вопросы о том, хотят ли ребята включаться в университетские сообщества, и если да, то в какие. По итогам опроса удалось собрать по 400 анкет из КФУ и Питерской Вышки.

Также социологи проанализировали внутренние документы университетов. Они изучили, каким образом там представлены сложности иногородних студентов. Анализ показал, что их интересы чаще всего представлены в разделе об общежитиях. Однако отдельных университетских сервисов по работе с иногородними студентами пока нет.

С какими барьерами сталкиваются иногородние студенты

Первым делом иногородние студенты сталкиваются с бытовыми трудностями. Сложно запомнить дорогу до университета, обратиться в поликлинику или оформить прописку на новом месте. Чаще всего ребята не знают, к кому обратиться с такими вопросами. «Некоторые задают вопросы приемной комиссии, потому что не знают, куда еще можно пойти. Хотя в сервисах по социальным вопросам и по проживанию с этим как раз помогают», — рассказывает Ирина Лисовская. Однако с бытовыми неурядицами студенты справляются достаточно быстро. На все уходит не больше полугода.

Намного тоньше ситуация с социальными барьерами для молодежи. «Многие иногородние ребята говорили об одиночестве. Это понятно: они переезжают в мегаполисы, где у них совсем нет знакомых. Кто-то общается с соседями по общежитию, кто-то — с новыми однокурсниками. Однако быстро найти друзей получается не всегда, в том числе из-за отличий в бэкграунде и социального неравенства. Например, кому-то не хватает денег, чтобы регулярно ходить по кафешкам и куда-то еще», — объясняет Ирина Лисовская.

Некоторым сложно заводить новые знакомства из-за страха быть отвергнутыми. Преодолевать социальные барьеры студентам помогают студенческие клубы — творческие и спортивные, а иногда — работа.

Ирина Лисовская, научный сотрудник Центра молодежных исследований

Лисовская Ирина Викторовна

В Вышке довольно активная и амбициозная студенческая среда, поэтому новенькие пытаются участвовать вообще во всем. Проходят отбор в максимальное количество студий, чтобы узнать побольше народу. Из-за этого временами не выходит толком встроиться ни в один из этих кружков. Зато когда получается найти тот самый — это настоящее счастье! Описывая этот опыт, студенты часто использовали слово «дом». Для них это так и было. В КФУ немного другая история. Там студенты включаются либо в деловые институциональные активности вроде Студсовета, либо ищут новых друзей уже в городе — когда устраиваются на работу.

Опыт магистрантов и студентов бакалавриата довольно сильно отличается. У магистрантов зачастую есть какие-то знакомые в Петербурге и они знают больше мест, где можно начать общение. Однако им сложно завязать крепкую дружбу с однокурсниками из-за плотного графика: многие совмещают учебу с работой.

Однако для некоторых студентов одиночество и отсутствие тусовок не становится проблемой. Такие ребята концентрируются на карьере. Если идут в Студсовет, то ради резюме. Если выбирают мероприятия, то фокусируются на хакатонах или деловых играх. В их случае одиночество становится ресурсом для собственного развития и не воспринимается негативно.

Как облегчить адаптацию иногородних студентов

Ирина Лисовская, научный сотрудник Центра молодежных исследований

Лисовская Ирина Викторовна

Могли бы помочь какие-то инфоцентры, похожие на туристические. Как площадки за границей, куда можно прийти, попросить карту незнакомого города, задать вопросы. Вот так и здесь — только про общежития, город, медицинскую помощь и так далее. Или можно создать чат-бот для простых бытовых вопросов, которые ребята иногда стесняются задать.

Возможно, стоит опубликовать список студенческих сообществ — творческих, спортивных, деловых и так далее. Это поможет ребятам сориентироваться, где искать друзей по интересам. Также можно сделать лист мероприятий, но с четкой классификацией по темам — карьера, иностранные языки, кинопоказы и так далее. Без хаоса, структурированный. Тогда студенты с большей вероятностью найдут то, что им по душе.

Конечно, бытовые и организационные трудности решить проще, чем разобраться с одиночеством. Даже психологические сервисы здесь не так эффективны. Человек получит поддержку, но не обрастет от этого новыми связями. Необходима какая-то толковая социальная программа, которая бы поддерживала студентов на новом этапе. Однако всем ли она нужна в равной мере — это вопрос. Наше исследование показало, что есть осознанные одиночки, которые не хотят отвлекаться от учебы. Это их выбор, зачем ему препятствовать. Важно, чтобы все было добровольно, не стоит стричь всех под одну гребенку.

Какие планы по развитию исследования

Социологи планируют расширить выборку студентов. Если раньше в нее входили приезжие из крупных городов или областных центров, то сейчас в нее можно включить жителей малых городов и отдельно Ленобласти. В планах еще и опрос среди студентов-первокурсников. «На старте мы в основном общались с выпускниками бакалавриата, но для них это уже прожитый опыт — ребята сами так говорили. Неплохо посмотреть и на тех, кто справляется с трудностями в реальном времени, выслушать студентов и понять, что им актуально», — отметила Ирина Лисовская, научный сотрудник Центра молодежных исследований.