Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
ул. Седова 55/2, каб. 211
телефон: 644-59-10
(доб. 61315)
Целью департамента является достижение академического превосходства в областях: сравнительных социальных исследованиях, социологии молодёжи, социологии образования и науки, а также исследованиях культурного разнообразия и толерантности. Департамент поддерживает тесные научные и партнерские отношения с Европейским университетом в Санкт-Петербурге, департаментом социологии НИУ ВШЭ в Москве, Социологическим институтом РАН (Санкт-Петербург), а также рядом международных партнёров. Сотрудники департамента имеют опыт педагогической и научной деятельности в ведущих российских и западных образовательных и исследовательских центрах.
Simpson A., Simpson R., Baker D. T. et al.
Bristol: Bristol University Press, 2024.
ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2024. Т. 16. № 2. С. 29-49.
In bk.: Gendering Place and Affect: Attachment, Disruption and Belonging. Bristol: Bristol University Press, 2024. P. 154-166.
Hartle L., Bortolini T., Karl J. et al.
PsyArXiv. OSF. Open Science Framework, 2024
– Бриджит, расскажите, что вы думаете о мероприятии и о поездке в Санкт-Петербург?
– Я под глубоким впечатлением от всего, что происходит на семинаре. Широкий спектр тем, которым посвящены доклады, кейсы индустрий крупных российских городов – как Москва или Санкт-Петербург – и маленьких провинциальных музеев – все это очень интересно. Детальное и скурпулезное описание организации и практик в сфере креативного труда в России захватывает. Мне очень приятно быть здесь, на мероприятии. Я первый раз не только в Санкт-Петербурге, но и вообще в России, и, знаете, мне очень понравилось, я бы обязательно хотела вернуться.
– Какие ключевые различия вы видите в организации занятости креативных работников и устройстве креативного труда в России и в Великобритании?
– Благодаря той информации, что я почерпнула в течение двух дней семинара, я получила великолепную возможность сравнить российские кейсы и практики с теми, которые знакомы мне, как исследователю, в Британии. В действительности, я вижу намного больше сходств, чем различий. Очень схожи условия работы – фриланс, кратковременные контракты, нестабильность, следовательно, схожи и проблемные стороны такого типа деятельности. Различия в организации креативных индустрий, на мой взгляд, объясняемы через культурные различия стран и особенности политического курса.
– Бриджит, нашли ли вы новые идеи для своих исследований благодаря семинару?
– Безусловно! Я чувствую себя очень вдохновленной, у меня масса свежих мыслей. Одна из тем, к которой мне захотелось обратиться – исследования коллаборативных структур, сотрудничества в сфере креативного труда.
– А себя вы могли бы отнести к креативным работникам?
– Скорее, нет. Но у меня очень много друзей, основной деятельностью которых является занятость в креативных индустриях. Тщательно стараюсь, чтобы они не становились моими объектами для исследований!
***
–Стефани, что вам больше всего запомнилось по итогам семинара? Какие впечатления остались от первой поездки в Россию?
– Я очень рада своему присутствию здесь, мероприятие получилось невероятно интересным и продуктивным. Работы, представленные на семинаре, позволяют проводить множество параллелей между особенностями труда в креативной индустрии между разными городами и странами, как в академическом, так и в неакадемическом контексте. О поездке в Россию – мне бы хотелось бы провести здесь больше времени, чем я могу сейчас. А образ Санкт-Петербурга напоминает мне отчасти атмосферу скандинавских городов, отчасти – британских. Есть сходства с некоторыми районами Лондона или улочками в Глазго. Петербург кажется очень молодежным городом, наполненным перспективами и возможностями для реализации.
– Относите ли вы свою деятельность к креативному труду?
– Да, академическая работа – один из видов креативной деятельности, и статьи, которые я пишу и публикую – мой креативный продукт. Креативные индустрии вообще очень особенная сфера, меня привлекает ее энергия, множество новых идей, которые создаются занятой в креативных структурах молодыми людьми. Однако в большей степени я заинтересована, безусловно, в критическом осмыслении креативного труда, изучению его статуса в обществе, политической и экономической поддержки креативных работников со стороны государства. Необходимо создание новых образовательных программ для профессионализации новой сферы и стабилизации карьерных траекторий.
– Стефани, чем в первую очередь различаются креативные индустрии в России и Великобритании?
– Это большая дискуссия. Пожалуй, я могла бы выделить несколько отличий. Во-первых, разные рыночные условия в некоторых сферах: в России fashion-индустриям гораздо проще развиваться, в Великобритании же это маленький и более закрытый рынок. Также у системы креативных индустрий в России гораздо более сложная структура, в Великобритании же одним из влиятельных для данной сферы фактором является иммиграционный процесс. В дополнение, креативная среда всегда связана с понятием неравенства: в Британии значимым является расовый вопрос, о России в этом плане судить сложнее. Прослушав большое количество выступлений своих коллег на семинаре я еще раз в этом убедилась.
***
– Елена Германовна, поделитесь, пожалуйста, своими мыслями по поводу семинара «Creative labour revisited»
– Было замечательно. Помещение Музея Экспериментального звука на Пушкинской полностью погружало в пространственный контекст креативных индустрий. Очень интересным оказалось послушать докладчиков, имеющих настолько разный академический бэкграунд: от молодых начинающих ученых до сложившихся в своей сфере академии исследователей. Привлекательности и разнообразия мероприятию добавила насыщенная культурная программа, полностью дополняющая тематику и атмосферу семинара.
– Какие главные отличия вы находите в практиках и организации креативного труда в России и за рубежом?
– На мой взгляд, главные отличия российского случая от того, что происходит за рубежом, объясняются структурой экономики в стране. В России экономическую систему можно считать сверхцентрализованной, что вынуждает практически всех представителей из разных сфер культурных индустрий быть в разной степени зависимыми от государства.
– Елена Германовна, что стало для вас открытием, когда вы прослушали доклады российских и зарубежных исследователей на семинаре?
– Главным открытием, пожалуй, я могла бы назвать доклад о креативных индустриях и занятости креативных работников в Новой Зеландии. Меня поразила степень коррупции и неолиберализованности, речь о них шла в одной из презентаций.
– Какие впечатления в целом остались у вас от поездки?
– Впечатления, бесспорно, остались хорошие. Помимо насыщенной академической и культурной программы семинара, я несколько часов беседовала с попутчицами-докладчицами Ольгой Гуровой и Миной Хенрикссон. Успела сходить на оперу Cosi fan Tutte в Мариинке.
Текст: студентка 3 курса ОП "Социология" Анастасия Меньшикова
Фотографии: Иоланта Скавидис
Центр молодежных исследований: Младший научный сотрудник