ESG-повестка в проектах НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург: в кампусе прошла конференция по устойчивому развитию
Участники конференции обсудили встраивание ESG-повестки в образовательный процесс в университете, возможности проектного обучения, интеллектуальное волонтерство и коммуникационные стратегии. В рамках конференции прошла презентация проекта «Поведай миру», реализуемого петербургским и московским кампусами Вышки совместно с Агентством социальных инвестиций и инноваций.
Конференция, организованная Проектно-учебной лабораторией управления репутацией в образовании, впервые стала площадкой обмена опытом и идеями по организации встраивания встраивания ESG-повестки в образовательный процесс университета. В ней приняли участие представители петербургского и московского кампусов Вышки, а также НКО и социальных предприятий, сотрудничающие с университетом и заинтересованные в развитии партнерства.
Аббревиатура ESG (Environment, Social, Governance) означает устойчивое развитие, основанное на ответственном отношении к окружающей среде, социальной ответственности и высоком качестве корпоративного управления. По мнению руководителя Проектно-учебной лаборатории управления репутацией в образовании Магдалены Гаете, ESG-повестка в полной мере соответствует реализации «третьей миссии» университета, а петербургский кампус Вышки реализует целую серию проектов в целях устойчивого развития. Так, в рамках направления Environment в кампусе не только проходят тематические лекции о раздельном сборе отходов и устойчивой моде, но также осуществляется раздельный сбор мусора, а Лаборатория экологической и технологической истории исследует историю взаимоотношений людей и природы через технологии. Сферу Social поддерживают партнерства с различными индустриями, развивающие компетенции, систематически проводимые Недели карьеры и Высшая школа карьеры, Санкт-Петербургская международная конференция по неравенству и многообразию, Всероссийский фестиваль университетских технологических проектов HSE.fest. Направление Governance оттачивается на дискуссионных площадках целого ряда конференций и семинаров, и в первую очередь традиционной майской конференции «Образование и мировые города». Все они, с точки зрения Магдалены, работают на цели устойчивого развития через service-learning, когда студенты участвуют в проектах, имеющих социальное значение, совмещая свою учебную программу с выполнением общественно-важных задач. Тем самым обеспечивается инновационная практика преподавания, благодаря которой студент получает не только знания, но и опыт анализа контекста, и умение моделировать сложные ситуации.
Именно таким проектом стал конкурс «Поведай миру», который в 2021 году Вышка вместе с Агентством социальных инвестиций и инноваций при поддержке Фонда президентских грантов запустили для НКО и социальных предприятий. Конкурс был направлен на выявление наиболее интересных задач со стороны представителей третьего сектора, над решением которых работали студенты московского и петербургского кампусов Вышки в рамках прикладного проектного обучения.
Магдалена Гаете, руководитель Проектно-учебной лаборатории управления репутацией в образовании НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Благодаря проектам социальной направленности у студентов открываются глаза на пестрый и разнообразный мир за пределами университетских стен, а университет участвует в жизни города или целого региона. Мы сейчас вместе со студентами работаем над проектом «Устойчивое развитие университетов России», анализируем различные кейсы и видим, что устойчивое развитие как принцип все еще внедряется недостаточно широко. У себя в кампусе до конца 2022 года мы планируем вместе с партнерами разработать и вместе со студентами реализовать не менее 70 проектов под запросы НКО и социальных предпринимателей, и еще не менее 20 проектов, направленных на решение той или иной социальной проблемы.
Исполнительный директор Агентства социальных инвестиций и инноваций Оксана Анистратенко отметила, что успешные результаты пилотной части проекта «Поведай миру» готовы к тиражированию на еще как минимум пять российских университетов, анонсировала старт 2-го этапа конкурса уже в июле 2022 года и выразила надежду на то, что к тридцати ранее участвовавшим в нем компаниям присоединятся новые.
Оксана Анистратенко, исполнительный директор АНО «Агентство социальных инвестиций и инноваций»
Как показал период пандемии, некоммерческий сектор уязвим не только в финансовом плане, но и в плане устойчивости, организационного стратегического развития. Именно поэтому так важно то, что мы научились делать в ходе проекта, и это было сделано не ради галочки, не ради образовательных кредитов — это сразу пошло в реальную жизнь. Мы рады, когда к нашим проектам присоединяются новые компании и объединения — они в лице студентов получают сотрудников, которые понимают ценность командной работы и для которых инвестиции в сообщество — не пустой звук. Надо отметить, что по результатам самых свежих опросов, проведенных в молодежной среде, сегодня одним из ключевых критериев выбора работодателя выступает приверженность компании или корпорации принципам социальной ответственности.
Лия Сидлина, ведущий эксперт Центра инновационных экосистем в социальной сфере Института социально-экономического развития НИУ ВШЭ
Конкурс «Поведай миру» и выполненные в его рамках студенческие проекты помогли университетам на практике показать их место в цепочках взаимодействий, описываемых понятием «устойчивое развитие». Некоммерческие организации ставили свои задачи, а студенты вуза выполняли их, используя полученные за время обучения навыки и знания, прокачивая свои soft skills. Из поданных на конкурс 30 заявок удалось выполнить более половины проектов (16 проектов доведены до конца, и еще несколько находятся в процессе исполнения) — это довольно хороший success rate, который показывает готовность и организаций, и студентов относиться к работе серьезно.
Конкурс также дал возможность увидеть слабые стороны во взаимодействии университета (в лице студентов) и НКО, в том числе недостаточный уровень коммуникативных навыков, опыта ведения переговоров, работы в команде, что является областью для улучшения и развития. Стало понятным, что нужно создавать простые, интересные и легко применимые дорожные карты взаимодействия для наиболее эффективного достижения результата. А в основе партнерства должно лежать взаимное уважение сторон.
Опытом участия в конкурсе поделились представители благотворительного фонда «Апрель» и инклюзивного центра «Йом-йом». Студентка 1-курса ОП «Политология и мировая политика» Валентина Лемешко рассказала о работе по информационному продвижению прихода Покрова Божией Матери, включающего шесть храмов и богадельню, а студент ОП «Экономика» Максим Ким — о поддержке проекта «Открытый университет» фонда «Апрель», ориентированного на оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Маргарита Дубровина, фандрайзер, PR-менеджер инклюзивного центра «Йом-йом»
У нашего проекта была исследовательская задача по изучению успешных кейсов фандрайзинга, которая, на мой взгляд, была очень успешной. Студенты смогли заняться тем, до чего у сотрудников центра редко доходят руки из-за текучки и малых ресурсов. Студенты же, с их компетенциями, смогли глубоко погрузиться в конкретные задачи, проанализировали материал, собрали нам много контактов различных организаций, которым мы потом предложили стать нашими благотворителями. Огромная работа была проделана качественно и эффективно, и это греет душу, потому что некоммерческие организации, как правило, тратят много времени и усилий на участие в конкурсах и грантах, и ты никогда не знаешь, как в итоге получится. В этот раз получилось хорошо.
Светлана Богуславская представила несколько текущих проектов кампуса в сфере service-learning: эколого-благотворительный проект «Крышечки доброты» с благотворительным фондом «Точка опоры» и проекты с фондами «AdVita», «Апрель» и «На коляске без барьеров».
Отдельной темой дискуссии стала социальная повестка в коммуникационной стратегии компаний. Разговор строился вокруг компетенций, необходимых коммуникаторам для продвижения контента, способствующего популяризации устойчивого развития, а также о том, как готовить специалистов, способных работать с ESG-повесткой не как с PR-материалами, а как с ценным социальным контентом.
Марина Богомягкова, генеральный продюсер Агентства по управлению репутацией ESG Media, главный редактор Видеожурнала про целостное устойчивое развитие ЦУР. ONLINE
До тех пор, пока повестка устойчивого развития будет считаться элитарной и обсуждаться в кулуарах, она не выйдет за рамки сознания собственника и не станет интересной обществу. При этом компании, которые умеют делать хорошие дела и красиво о них говорить, действительно привлекательны, и в первую очередь для молодого поколения как для будущих сотрудников и для тех, кто готов «голосовать рублем» за социально ответственный бизнес. Формирование этого умения должно быть интегрировано в учебные программы, чтобы стать рупором добра, чтобы информационное поле работало на нас. Повестка устойчивого развития требует популяризации, требует компетенций, работы профессионалов, чтобы стать неотъемлемой частью нашего общества.