Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: Санкт-Петербург,
Набережная Канала Грибоедова 123,
каб. 324
тел. +7 (812) 644-59-11*61415
The chapter overviews the development of the EU-Russia cooperation in Justice and Home Affairs (JHA). Taking as a starting point the agreement to create the four common spaces in 2003, including the Common Space of Freedom, Security and Justice, the paper traces how the incorporation of the visa-free regime prospects into the Road Map for the Common Space has had a lasting impact on all further collaborative attempts before the freeze of cooperation in early 2014. Being an instance of policy conditionality which the EU often applies to the countries whose membership prospects are off the table, visa waiver prospects has restructured relations between the EU and Russia from being equitable (as initially presupposed by the common spaces) to strictly hierarchical. Moreover, with time passing by the EU was able to use this instrument not only in relation to the areas of cooperation directly linked to visa arrangements but also to the issues of security and justice which had been initially left to the network governance approach in the Road Map – a subtler and less hierarchical mode of the EU external governance. This creeping approach reached its climax in late 2013 when the Commission stopped hiding its resolve to use policy conditionality and coupled it with the value-loaded rhetoric of classical political conditionality, effectively bringing the cooperation on the verge of a stalemate. Paradoxically, the major breakthroughs in EU-Russia cooperation in JHA owe exactly to this policy conditionality whereas the network governance mode has borne almost no fruit to this day.
В статье приводится обзор результатов последних исследований в области организации власти в многоуровневых политических системах и многоуровневого управления. Организация власти в многоуровневых системах понимается как распределение и устойчивый тип обмена властными ресурсами между автономными центрами власти на разных уровнях. Следуя традиции, намеченной в исследованиях децентрализации Т. Фаллети, такие ресурсы авторы подразделяют на бюджетные (относящиеся к фискальным потокам), информационные (связанные, во-первых, с предоставлением или сокрытием информации нижними уровнями власти и, во-вторых, с извлечением такой информации верхними уровнями) и легитимирующие (основной манифестацией которых являются клиентелистская поддержка, осуществляемая верхними уровнями в пользу нижних, и электоральная поддержка верхних уровней власти нижними). В статье обнаруживается общая логика развития данного исследовательского направления и указывается на существующие лакуны в том, что касается обмена и распределения отдельных разновидностей политических ресурсов между уровнями. В первых разделах приводится краткий обзор развития эмпирических исследований федерализма и многоуровневых систем и обосновывается акцент на изучение распределения ресурсов между правительствами на разных уровнях власти. Изучение обмена этими ресурсами между уровнями власти в краткосрочной и долгосрочной перспективе составляет различные исследовательские задачи. В частности, устойчивые модели обмена ресурсами в долгосрочной перспективе способствуют большей или меньшей устойчивости самого многоуровневого политического образования. Таким образом, именно от моделирования процесса обмена ресурсами можно оттолкнуться в формулировании эндогенной теории многоуровневого управления. Во второй части статьи разбираются исследования, посвященные отдельным типам ресурсов. Описываются «естественные» асимметрии в распределении этих ресурсов между уровнями. В заключении намечаются основные тенденции и лакуны в данной исследовательской повестке.
Человеческий потенциал, социальная политика и электронное гражданское участие взаимообусловлены. С одной стороны, грамотное социальное инвестирование в человеческое развитие – важное условие появления спроса на механизмы участия со стороны граждан, что в свою очередь усиливает готовность органов власти к внедрению инноваций. С другой стороны, электронное участие само по себе является воплощением социального инвестирования, направленным на усиление «обратной связи» общества по вопросам реализации социально-экономической политики.
В статье тестируется данная взаимосвязь применительно к российским регионам. За последние годы в России появилось большое количество площадок электронного участия. Однако исследователи часто отмечают их недостаточную эффективность, а также существенные диспропорции в их развитии на региональном уровне. С помощью авторской методики оценки нами были получены данные о представленности и функциональном развитии каналов электронного участия в субъектах РФ. Полученные показатели были использованы в количественном исследовании. Результаты корреляционного и регрессионного анализа свидетельствуют о значимости человеческого потенциала и социальной ориентированности бюджетов регионов для развития электронного участия по сравнению с другими потенциальными предикторами: развитием политических институтов, качеством государственного управления, а также расходами на ИКТ. Нельзя утверждать, что человеческое развитие с неизбежностью приводит к росту «спроса» на электронное участие со стороны граждан или «предложения» подобных механизмов со стороны органов власти. Однако наш анализ позволяет сделать вывод о важности социальной политики для его развития: помимо вложений в цифровую инфраструктуру, необходимо активное социальное инвестирование в человеческий потенциал. К возможным направлениям инвестиций здесь можно отнести выравнивание возможностей через повышение качества жизни незащищенных социальных групп, развитие социальных программ для активного населения, выравнивание региональных диспропорций, а также инвестирование в цифровые компетенции граждан и общественные инициативы.
Рецензия на кн.: Brabazon T., Readhead S., Chivaura R.S. Trump studies: an intellectual guide to why citizens vote against their interests. – Bingley, UK : Emerald Publishing Limited, 2019. – 224 p.
Исследование И.С.Григорьева и К.А.Жиркова отталкивается от существующего в большом количестве имеющихся академических исследований понимания о том, что компании и бизнесмены выигрывают от наличия у них политических связей. Считается, что наличие связей позволяет им выигрывать тендеры на государственный заказ и получать поддержку в виде государственных займов в тяжёлые и кризисные моменты, пользоваться налоговыми льготами, а также увеличивают рыночную ценность фирмы. Наличие связей становится особенно важным в условиях слабых политических институтов, однако верно и то, что подобные связи способствуют компаниям в условиях устойчивых институтов. Тем не менее, в фокусе существующих исследований редко появляются именно крупнейшие бизнесмены. Более того, почти никогда работы в данной области не включают в анализ различные виды политических связей и результаты их влияния (например, эффект связей в законодательной власти в противовес связям в исполнительной, эффект связей на национальном или региональном уровнях власти). Дизайн таких исследований чаще всего сводится к тому, что сравниваются фирмы со связями и фирмы без связей, однако надо понимать, что такой дизайн упускает из виду внутреннюю динамику работы политических связей. Другими словами, кросс-секционный дизайн не позволяет смотреть на процесс изменения работы политических связей (их усиления или ослабления) с течением времени. В итоге получается, что сам политический контекст, который делает эти связи значимыми, остаётся неизученным. Авторы данного исследования преодолевают и восполняют указанные пробелы в понимании того, как работают политические связи.
Статья посвящена анализу роли метафоры детства в российском медиадискурсе международных отношений. Авторы рассматривают символическую инфантилизацию как средство символической политики, заключающееся в уподоблении индивида или группы ребенку с целью получения преимущества в политической борьбе. Возможное использование метафоры детства в политике связано с тем, что оппозиция взрослый / ребенок привлекается как матрица для обозначения отношений власти и представление. В гегемонистском дискурсе современных российских СМИ символическая инфантилизация Другого является частью ремаскулинизации России, одной из функций которой является легитимация власти через инфантилизацию ее оппонентов, наделенных чертами безответственности, некомпетентности и капризности. . Используя метафору детства, также описываются западные страны и постсоветские государства, что способствует представлению Россия как сильная, суверенная, рациональная, то есть «взрослая» страна. Анализ кейса с репрезентациями сегодняшней Украины показал, что украинское общество прямо обозначается как инфантильное, а также косвенное - приписывая веру в чудеса, эмоциональность, эгоцентризм, безответственность и неспособность к самоконтролю.