«Раз в год я уезжаю в тайгу»: как проводят лето компьютерные лингвисты
Ученые и начинающие исследователи со всей России кладут в чемоданы шорты, панамы, летнюю обувь и отправляются … Куда бы вы думали? В Сибирь, чтобы показать талантливым школьникам, что такое настоящая наука. Поговорили со студентами, выпускниками и академическим руководителем нашей программы о Красноярской Летней Школе, которая, как оказалось, привела в Вышку многих любителей компьютерной лингвистики.
Александр Мигаль, магистрант 2 курса программы «Языковые технологии в бизнесе и образовании»
раз в год я уезжаю в тайгу, чтобы учить талантливых и очень талантливых школьников
Я считаю, типичный летний отдых переоценен. Когда лето заканчивается, у многих наступает разочарование и ощущение проведенного впустую времени. Отдых — это смена деятельности. Поездка в Красноярскую Летнюю Школу — это сибирский аналог фестиваля Burning Man. Собираются люди где-то в лесу и делают абсолютно безумные вещи, при том что многие из них — серьезные ученые и профессора. Это маленькая жизнь, длиной в 3 недели, со своим городом, который функционирует по определнным правилам и законам. Несмотря на то, что в Летней школе постоянно учишься или, если едешь туда сотрудником, постоянно работаешь, ты еще и отдыхаешь, получаешь кучу впечатлений, знакомств и другого качественного досуга. Даже если бы у меня стоял выбор: поваляться на берегу моря под зонтиком или поехать в КЛШ, я бы выбрал второй вариант. У Летней школы есть девиз: «Каждый день, каждый час работай над собой». Это что-то вроде лозунга этого места, я полностью придерживаюсь этого девиза по жизни.
В Питерскую Вышку я попал по нескольким причинам. Одна из них — это Красноярская Летняя Школа, которой я сейчас отдаю некий долг, возвращаясь туда как преподаватель и лектор. Но в первый раз я попал в КЛШ в 15 лет по наводке одноклассника, даже не зная, что это такое. Именно в Летней школе я узнал, что ВШЭ как университет вообще существует, познакомился со многими преподавателями московского и петербургского кампусов Вышки и был безумно впечатлен. Тогда я впервые задумался о том, чтобы учиться в этом университете. Но судьба распорядилась так, что я остался в Красноярске и первое свое лингвистическое образование получал в родном городе.
Опыт в роли участника Летней школы и преподавателя одинаково приятный. Даже работая в КЛШ, ты продолжаешь учиться новому, совершенствоваться. Главная мотивация этих ежегодных поездок — встретить огромное количество замечательных людей, которые обычно просто так не собираются в одно время и в одном месте: профессора российских и зарубежных вузов, доктора наук.
Когда я впервые поехал в Летнюю школу, хотел поступать на журфак и вообще не планировал быть лингвистом. Школьники зачастую не понимают, что представляет собой эта наука, чем она отличается от филологии, переводоведения, других смежных дисциплин. В свое время я попал на курс к Светлане Бурлак — светилу отечественной лингвистики, книги которой позже изучал в университете. Но тогда, будучи школьником, я просто сидел за первой партой на курсе и задавал всякие дурацкие вопросы, которые ее отвлекали. Сейчас я сам уже третий год читаю большой сквозной курс «Экстремальное введение в языкознание». Говорю, как появилась и эволюционировала эта наука, чем она занимается сейчас, рассказываю, что мы делаем в Вышке. В один из сезонов на этом курсе собрались безумного талантливые школьники, многие из них с тех пор связали свою жизнь с лингвистикой или уже поступили в Вышку. На последнем занятии с этой группой вместо загоночной контрольной мы провели дебаты. Я поставил перед школьниками вопрос в духе: «Захватит ли искусственный интеллект мир?». Мы поделились на две команды, и дискуссия была очень жаркая, ее приходилось реально модерировать. Все были увлечены, приводили потрясающие аргументы, цитировали реальных ученых, говорили со знанием дела. Была настоящая научная баталия — одно из моих самых ярких воспоминаний. Однозначное первенство решили тогда не присуждать, победила дружба.
Мы в Летней школе не ставим себе цель подготовить ребят к олимпиадам или формальным экзаменам. Мы хотим показать, что такое настоящая наука, чем занимаются реальные ученые. В этом году я читал курс «Точное друг абстрактного» про то, как лингвистика связана с математикой. Нашу систему образования можно не только хвалить, но и ругать за стандартизацию ряда вещей. Многие школьники боятся математики, как огня, можно понять почему. Этот курс о том, что ее не нужно бояться. Если уметь правильно пользоваться методами матанализа, статистики и прочими, то математика может стать классным инструментом в любой деятельности, в том числе гуманитарной. Лингвистика и математика связаны особенно тесно, потому что есть целый раздел формальной грамматики, у истоков которой стоит Ноам Хомский. Еще есть искусственный интеллект в виде языковых моделей, чата-GPT и прочих его аналогов. Во всех этих кейсах язык и математика — знаковые системы, которые идут рука об руку.
Один из принципов, на которых основана Летняя школа, — у нас нет границ между школьником и сотрудником. Когда ребята чувствуют себя открыто, они расположены к диалогу, задают больше вопросов и увлекаются материалом. Это то, чего мне всегда не хватало в обычной общеобразовательной школе. Там нужно поднимать руку; ждать пока тебя спросят; трястись, что не выполнил домашнюю работу. У нас такого нет, поэтому нет халявщиков и двоечников. Даже если кто-то отстает на курсе, он готов к работе, с ним всегда можно найти общий язык и преодолеть все сложности в изучении материала. Нужно быть собой, разговаривать со школьниками прямо, на их языке. Рассказывать о вещах, которые должны быть тебе действительно интересны. О лингвистике я готов говорить часами в любое время дня и ночи. Это и дает успех.
Полина Колмогорова, выпускница программы «Языковые технологии в бизнесе и образовании»
раз в год я уезжаю в тайгу, чтобы транслировать ценность и важность науки
Находясь в Красноярске, ты чувствуешь сильную внутреннюю культуру. На мой взгляд, этот город от других отличают несколько вещей — близость к природе, локальное искусство, за которым приятно наблюдать, и гастрономия. По моему мнению, Красноярск вообще должен стать гастрономической столицей России. Но прежде всего, я выросла в этом городе, окончила там школу и бакалавриат. В старших классах заинтересовалась лингвистикой и в 16 лет впервые попала в красноярскую Летнюю школу — образовательную организацию, которая работает с одаренными детьми, прошедшими вступительные испытания. Долго сомневалась, идти ли мне на них, но меня убедила фраза: «В Летней школе важны не столько правильные ответы, сколько способность мыслить». Коммуникация и построение учебного процесса там очень отличались. В школе, где я училась, важен был результат, а не то, как ты до этого додумался. Общеобразовательные школы мало изменились с тех пор. Когда я вернулась после КЛШ впервые, мои подруги говорили: «Тебя не узнать, ты совсем другая!». Наверное, это было действительно так, потому что я более осознанно начала относиться к учебе: стал важнее сам процесс мышления. В Летней школе я почувствовала абсолютное принятие: неважно, где ты учишься, кто твои родители и как ты одеваешься. Важно то, какой ты человек, как ты мыслишь и выстраиваешь коммуникацию. Мне кажется, это мысль, из-за которой я продолжаю ездить: мне хочется транслировать школьникам ценность и важность науки.
Всего в Летней школе четыре учебных направления: точные науки (физика, математика, информатика), естественные науки (биология, медицина, химия), общественные науки (история, право, экономика, психология) и филологические науки (лингвистика, литературоведение, культурология). КЛШ — некоммерческая организация, никто за свою работу не получает денег. Люди объединены идеей, а не денежной мотивацией. После окончания школы я поехала туда стажером, чуть позже стала сотрудницей, а после — куратором филологического направления. В этом году я попробовала себя в должности заместителя директора. Это был очень интересный опыт, где удалось поработать везде понемногу. Занималась методологической подготовкой курсов, проводила семинары для школьников, выполняла административную работу, организационную поддержку различных мероприятий и многое другое.
Каждый сотрудник сам решает, какой курс для школьников он хочет подготовить, исходя из своих исследовательских интересов. Например, в этом году ученики изучали основы C++; ходили в лес во время учебных занятий, чтобы посмотреть на морфологию растений; деконструировали здания лагеря, чтобы рассмотреть элементы и то, к какому периоду советской архитектуры они относятся; узнали чуть больше об африканских языках и многое другое. С Александром Мигалем мы два года подряд вместе читали курс «Введение в языкознание». За это время находился как минимум один школьник, который решал, что в будущем станет лингвистом. Мы с Сашей по-доброму смеемся, представляя сколько жизней мы «попортили» школьникам. Но если говорить серьезно, то иногда очень важно и полезно встать в позицию взрослого, который знает чуть больше. Своим примером ты можешь помочь школьникам, которые еще не знают, чем именно хотят заниматься.
Помимо учебных занятий в Летней школе есть свои особенные мероприятия. Например, каждый день проходит «Музыкальная лужайка» — это перерыв от учебных занятий, свободное время для школьников, которое они могут посвятить чему угодно. Но есть нюанс: сотрудники заранее готовят плейлист, который играет во время этой паузы. Мы стараемся ставить то, что не услышишь по радио: французскую электронику, немецкий рок. Еще мы проводим турниры по разным областям знания. Школьники и сотрудники могут организовывать свои вечерние мероприятия, которые помогают расширить границы и представления о мире: от киноклубов до рассказов в лекционном формате о любимых художниках, туристических поездках в другие города и страны. Еще у нас есть «Самовары» — вечернее мероприятие, где школьники пьют чай из настоящего самовара и общаются с сотрудниками лагеря, задают вопросы на любые темы. У КЛШ довольно много фольклора. Мне кажется, что это настроение хорошо передает песня «От сосны до сосны». Она о том, что видит дирекция, выходя на крыльцо: толпу школьников, сотрудников, готовых подставить плечо, долгие разговоры под золотистыми закатами.
Если вдруг вы выбираете между летним отдыхом и участием в Летней школе, то я рекомендую хорошо подумать. Работа в КЛШ — это очень экстремальный вид спорта: мало сна, большая нагрузка. Важно понять, есть ли у вас моральные и физические ресурсы, чтобы с этим справиться. Но работа в Летней школе — это такой вброс адреналина и эндорфинов. Надо мной немного смеются друзья, потому что я называю это «работой», хотя мне за нее не платят. Но для меня это действительно работа, а еще — всплеск положительных эмоций и ценный опыт.
Летняя школа значительно повлияла на мой дальнейший путь, помогла в плане методологической подготовки, дала важные hard skills и ценный менеджерский опыт. Теперь не страшно браться за новые дела, совершенно мне незнакомые. Конечно, Летняя школа подарила мне большое комьюнити — это концентрация умных, порядочных, интересных людей и замечательных друзей, которые всегда готовы помочь. Еще этот опыт показал, что наука и образование — хороший вариант. В этом году я окончила магистратуру и сейчас продолжаю работать в Питерской Вышке стажером-исследователем в Лаборатории языковой конвергенции и менеджером в научно-исследовательской группе «Когнитивные исследования языка».
Елизавета Куликова, выпускница программы «Языковые технологии в бизнесе и образовании»
раз в год я уезжаю в тайгу, чтобы набираться опыта в преподавании и восклицать: «О, горы!»
Я аспирантка Школы филологических наук НИУ ВШЭ в Москве, но живу в Петербурге и работаю в нашем кампусе в Лаборатории языковой конвергенции и в научно-исследовательской группе «Когнитивные исследования языка». У меня две основные области интереса — психолингвистика (билингвизм, изучение процессов чтения) и применение компьютерных методов в лингвистике (NLP).
Моя коллега Полина Колмогорова рассказала мне о Летней школе. Тот наш разговор закончился фразой: «Ой, а ты не хочешь поехать?». Я согласилась, даже не раздумывая. Мне показалось, что это будет классный новый опыт и атмосфера, которую описала Полина, будет мне близка. Тогда я устроилась в Летнюю школу: была вожатой и читала курсы по лингвистике и психолингвистике. Этим летом был мой второй сезон работы. Дни в КЛШ насыщенные, концентрация событий и эмоций очень высокая, сложно выбрать какое-то одно ценное воспоминание. Например, один из самых любимых дней для меня — время перед самым началом сезона: все сотрудники уже приехали, мы собираемся вместе на общее собрание, встречаются те, кто не виделся целый год. В этот момент наступает такое предсезонное предвкушение.
Работа в Летней школе позволила мне стать частью сообщества людей, увлеченных своим делом и способных заряжать тебя своей целеустремленностью. Ты получаешь мотивацию и разнообразные эмоций от всех, кто туда приезжает. В такой атмосфере очень приятно находиться и работать. Это место помогло мне развить множество навыков, потому что мы занимаемся разнообразными вещами: от планирования и подготовки праздников до разработки собственных курсов. В практическом плане КЛШ позволяет получить педагогический опыт взаимодействия и работы со школьниками, ведения своего курса. Благодаря такому опыту я стала увереннее в своих преподавательских навыках. Это очень хорошая практика, потому что мне нравится преподавать, и я хотела бы заниматься этим и дальше.
Для меня Летняя школа — это довольно трудозатратный процесс с физической и моральной точек зрения. Но при этом и форма отдыха, потому что на три недели ты попадаешь в совершенно другой мир, другую реальность. Это помогает отдохнуть от всего остального. В Летней школе есть правило — мы живем 21 день без телефонов, поэтому у школьников их собирают в первый день сезона. Некоторые умудряются привести с собой два или даже три устройства на такой случай. В этом году на одной из сосен появился, можно сказать, объект современного искусства от одного из сотрудников. Мы говорили, что нашли телефон, привезенный нелегально, и «так будет с каждым». До конца сезона школьники пытались понять, шутка это или нет.
До работы в Летней школе я не бывала в Сибири. Наверное, первое, что отличает это место, — потрясающе красивая природа. Когда я иду по улице в Красноярске и смотрю по сторонам, то всегда восклицаю: «О, горы!». Знаю, что обычно их называют, скорее, холмами или сопками, но для человека, выросшего в средней полосе России, — это самые настоящие горы. Меня совершенно потрясает это каждый раз, когда я возвращаюсь в Красноярск.
Мария Сергеева, магистрантка 2 курса программы «Языковые технологии в бизнесе и образовании»
раз в год я уезжаю в тайгу, чтобы исполнить желания относительно науки и творчества
В Летнюю школу я впервые попала уже в роли сотрудницы и вожатой год назад. Меня пригласил друг, который там часто бывал до этого, обещая, что мне точно понравится атмосфера Школы. В этом он не ошибся. Тогда мы только окончили бакалавриат по лингвистике и вместе читали курс о французской литературе. В этому году, мы рассказывали о математической лингвистике, решив одновременно углубить наши знания, полученные за год магистратуры, и поделиться со школьниками таким, с первого взгляда, необычным сочетанием лингвистики и математики.
До этого я жила и училась в Красноярске четыре года, поэтому к сибирским условиям была приучена с детства. Но кроме как по погоде или окружению Летнюю школу сложно поместить на карты и привязать к конкретному региону. По ощущениям, это место существует вне пространства и времени, а культурный код настолько разнообразен, что причислить людей из Летней школы к определенному городу я считаю невозможно. Если вы задаетесь вопросом: взять отпуск и отдохнуть или поехать в Красноярск и поучаствовать в Летней школе, то ответ очевиден: отдохнуть. Для тех, кто приезжает в КЛШ, вопрос об отдыхе даже не стоит, потому что такое событие случается лишь раз в год. Побывав там однажды, уже не захочется упускать возможность вернуться.
В этом году мне посчастливилось провести в КЛШ все дни, от заезда до отъезда! Три недели в лесу, почти без связи с внешним миром. Признаюсь, время прошло невероятно быстро. Каждый день был по-своему особенным, даже если это были классические учебные будни. Наверное, я бы с радостью вернулась в день Праздника спорта. Соревнования между сотрудниками и школьниками сильно повышают командный дух. Я не занимаюсь спортом профессионально, но тренируюсь с определенной периодичностью, поэтому в следующий раз планирую обязательно поучаствовать в соревнованиях, а не только болеть!
Для меня Летняя школа стала местом, в котором ты всегда можешь найти друзей и единомышленников и в науке, и в творчестве. Именно там я смогла узнать из первых уст о том, чем занимаются ученые и профессора — опыт, которого мне не хватало в школе, и который мог бы круто изменить мою жизнь. Тем не менее сейчас Летняя школа для меня — это стимул становиться лучше и работать над собой каждый день. Для школьников, несомненно, это место — достаточно редкий шанс увидеть представителей ведущих вузов страны, готовых поделиться с ними всеми знаниями, которыми они владеют. Также это место, находясь в котором ты одновременно узнаешь что-то новое, и при этом понимаешь, сколько всего в мире происходит вне твоего внимания. Это относится как к школьникам, так и к сотрудникам. В Летней школе можно исполнить свои желания не только относительно науки и учебы, но и творчества. Я несколько лет мечтала оказаться хотя бы на импровизированной сцене с группой друзей, и именно в этот раз мы написали песню и выступили с ней. Звучит как глупость, но для меня это было целое событие!
Анастасия Колмогорова, академический руководитель программы «Языковые технологии в бизнесе и образовании»
раз в год я уезжаю в тайгу, чтобы окунуться в удивительную атмосферу и вспомнить юность
С одной стороны, для меня Летняя школа — это как бы машина времени и возможность немножко окунуться в юность. Ты попадаешь в лес, в классический пионерский лагерь, подчиняешься рутине летнего отдыха. С другой стороны, это возможность опробовать свои задумки, которые я разбираю на курсах с очень талантливыми и яркими детьми, которые приезжают в этот лагерь. К тому же эти замечательные школьники всегда подкидывают какие-то новые идеи. В Красноярской Летней школе очень мощное комьюнити — туда приезжают с 1974 года. Сменяются поколения, и там оказываются дети и внуки тех, кто когда-то был в КЛШ еще школьником. Многие коллеги и партнеры нашей программы тоже выходцы из Летней школы. Например, основатель компании НТРLab Николай Михайловский, который входит в наш академический совет и регулярно участвует в разных проектах со студентами, в свое время, будучи еще школьником, тоже ездил в КЛШ. Сказать, что ты ездил в Красноярскую Летнюю школу — это бренд и определенный статус во внутреннем мире для очень многих.
В Летней школе собираются люди, которые разделяют одни и те же ценности, в ее работе есть важная социальная миссия, которая мне очень нравится. Талантливых школьников туда приглашают в рамках конкурса, выделяют гранты для победителей, предлагают разные скидки. Иными словами, туда попадают не за деньги родителей: социальное неравенство, которое мы наблюдаем в реальной жизни, нивелируется. Это отличный пример для детей: если ты умный и веришь в себя, то можешь добиться очень хороших результатов. Еще это пример того, как интересно работать в науке, заниматься исследованиями.
Впервые я приехала в Летнюю школу в 2017 году как родитель своей дочери, когда она прошла собеседование. На следующий год меня пригласили в качестве лектора. Этим летом я провела в Школе две недели, и у меня сложилось ощущение, как будто все мои связи из профессиональной жизни в университете плавно переместилась в лес, где мы дружно и хорошо провели время. Это лето в КЛШ я бы назвала «сезон Вышки», потому что туда приехали очень много опытных преподавателей и магистрантов из московского и петербургского кампусов. Был «Самовар», посвященный компьютерным лингвистам и отдельная встреча студентов Вышки, которые рассказывали об университете ребятам, задумывающимся о поступлелении.
Я думаю, что наши студенты и выпускники выбирают поездку в Сибирь вместо отдыха, потому что атмосфера Летней школы удивительная и интересная. Есть свои локальные мемы, песни под гитару, дискотека, вечерний клуб, где смотрят разные фильмы. Иными словами, это традиции, которые длятся десятилетиями. Для преподавателей эта атмосфера тоже по-своему удивительная, потому что ты обсуждаешь серьезные вопросы из областей физики, химии, компьютерной лингвистики на кухне или в лесу, будучи в шортах, сланцах и кривой панамке. Эта непринужденность и замиксованность всех дисциплин, мне кажется, подкупает.
Колмогорова Полина Алексеевна
Лаборатория языковой конвергенции: Стажер-исследователь
Колмогорова Анастасия Владимировна
Академический руководитель магистерской программы
Куликова Елизавета Романовна
Лаборатория языковой конвергенции: Стажер-исследователь