«В такой серьезный проект я предпочла вложиться с лучшей стороны», — Камила Зернаева о дизайне чат-бота для Эрмитажа
Студентка «Языковых технологий в бизнесе и образовании» Камила Зернаева рассказывает, как проходила работа над дизайном чат-бота для Государственного Эрмитажа, кого команда сделала проводником по Цифровой коллекции и почему так важно сражаться со своими страхами.
В бакалавриате я занималась лингвистикой, переводом и методикой преподавания английского языка. На программу «Языковые технологии в бизнесе и образовании» я решила поступать по нескольким причинам. Во-первых, еще со школы я очень хотела попасть в Вышку, а во-вторых, программирование очень интриговало и еще сильнее пугало меня. Я всегда сторонилась «технических штук», потому что в школе у меня был не самый хороший опыт с информатикой, и я совсем не хотела знакомиться даже с Excel. Однако тема моей бакалаврской работы вынудила меня окунуться в эмпирический и корреляционный анализ, обработку данных — темы, которые очень далеки от того же письменного перевода, которым я занималась тогда активнее всего. В течение подготовки диплома я боялась, что не справлюсь с практической частью, в которую входила работа в программе SPSS Statistics. Но я справилась! И мне было очень интересно заняться этим снова. Тогда я поняла, что зря переживала и раз уж одолела SPSS Statictics, то могу попробовать и что-то посложнее.
Честно говоря, процесс поступления для меня был сумбурным, моментами даже страшным. Поступать в магистратуру я решила в последний момент, и это шло параллельно с несколько затянувшимся процессом получения диплома. Все время я невероятно нервничала. Тем, кто планирует в будущем продолжить обучение в магистратуре, я бы рекомендовала внимательно следить за сроками.
В учебе мне интересно все, потому что я изучаю совершенно новое для себя направление. До этого я занималась исключительно лингвистикой, языками, переводом, а теперь учусь программированию, и новый материал открывает совершенно иные возможности — такие, о которых я раньше и подумать не могла.
Одной из таких возможностей стал наш проект совместно с Государственным Эрмитажем. Мы создаем чат-бота, который по описанию может находить картину в Цифровой коллекции музея. При распределении обязанностей в этом проекте я взяла на себя разработку персонажа, который будет «лицом» нашего бота. В мои задачи входило создание нескольких вариантов возможного внешнего вида персонажа, опираясь на факты об Эрмитаже и его значимые объекты; создание концепт-арта для визуальной передачи подобранных ранее идей; разработка узнаваемой и визуально привлекательной техники рисования, в которой будут выполнены все последующие работы в рамках этого проекта. Работа моя проходила гладко, так как я уже была знакома с процессом создания персонажей, мне известны основы изобразительного искусства, анатомии, теории цвета и так далее. Этапы работы я представляла своим коллегам, прислушивалась к их мнению.
Мы в команде довольно быстро решили, кто будет «лицом» нашего бота. Рассматривали разные варианты, включая павлина и ангела. Но остановились на том, что персонажем будет кот. С процессом работы над его внешним видом проблем тоже не возникло, так как у меня под рукой всегда есть референсы — мои домашние коты. Однако мы решили, что нужно добавить нашему персонажу то, что вызывало бы визуальный и концептуальный интерес. Сначала мне пришла мысль взять за основу Эрмитажных котов, и сделать нашего котика гидом, который улизнул от остальных, нашел чей-то пропуск и теперь может попадать в разные залы и комнаты. Но моя одногруппница и коллега по проекту Лиза Сытикова предложила более интересный вариант, на котором мы и остановились. Теперь наш котик — гений места — дух-покровитель с крыльями, который ревностно защищает и бесконечно любит место, в котором обитает. Такой персонаж точно будет знать каждую картину и сможет провести любого по коллекции Государственного Эрмитажа.
Самой непростой задачей было подобрать технику, в которой кот будет изображен. Я занималась рисованием всю свою осознанную жизнь, и за это время испробовала самые разные материалы, стили и техники. Я могла нарисовать кота на бумаге и после отсканировать, либо использовать графические редакторы для цифровой живописи. Выбрать что-то конкретное было трудно. В этой проблеме мне всегда помогала моя команда: я приносила им свои работы на оценку, и их мнение становилось основой моих последующих решений. Всем, кто тоже хотел бы заняться дизайном персонажей или окружения, веб-дизайном и прочим, я рекомендую не бояться обращаться к другим людям за мнением. Свежее видение со стороны мне всегда помогало принимать решения, ведь в процессе работы собственный взгляд может замылиться. Еще в таких ситуациях помогает сравнение плюсов и минусов. В традиционной живописи есть шарм, который тяжело повторить в цифровом виде, но второй вариант выигрывает с точки зрения практичности. Куда быстрее и легче проделать все этапы работы в графическом редакторе, поэтому именно на этом способе в итоге я и остановилась.
Я взяла на себя разработку дизайна, потому что люблю рисовать и умею это делать лучше всего. В такой серьезный проекта для Эрмитажа я предпочла вложиться со своей лучшей стороны. Кроме того, мне кажется, что чат-бот с характером, внешним видом и историей куда интереснее, чем нечто безликое.
Возможность учиться в Вышке и принимать участие в этом проекте помогают мне осознать необходимость шансов, которые мы порой отнимаем у себя. Часто я отказывала себе в чем-то и даже не пыталась попробовать из-за страха провала. Честно говоря, я до сих пор с этим сражаюсь. Но я все же попробовала поступить, заняться программированием, взяться за проект для Государственного Эрмитажа, даже при пугающей меня ответственности, — все это помогает мне научиться тому, что страшно не провалиться, а не попробовать. После провала можно всегда начать снова, а вот упущенная однажды возможность может больше не представиться никогда.