• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Учеба в магистратуре дала мне билет в IT-индустрию», — Антон Горбатенко о студенческом пути, академическом отпуске и работе в стартапе

До защиты магистерской диссертации остается около месяца. Узнали, как воспринимается учебный процесс на финальном этапе, чем может быть полезен академический отпуск и как желание стать компьютерным лингвистом подарило боевой опыт работы в стартапе. Итоги подводит Антон Горбатенко, студент второго курса программы «Языковые технологии в бизнесе и образовании».

«Учеба в магистратуре дала мне билет в IT-индустрию», — Антон Горбатенко о студенческом пути, академическом отпуске и работе в стартапе

Фото из архива Антона Горбатенко

Все началось на Дальнем Востоке. Я вырос на острове Сахалин, и еще в школе родители часто твердили, что языки — это мое, настаивали на  возможности стать крутым переводчиком. Я поступил в Тихоокеанский государственный университет в Хабаровске на специальность «Переводчик китайского языка». Проблем с учебой в бакалавриате не возникало, но я занимался больше по инерции: знал, что нужно получить образование. Только после окончания задумался, что мне действительно интересно. Тогда понял, что я не хочу быть стандартным переводчиком. У меня хорошо получалось выполнять главную задачу этой профессии — интерпретировать один язык посредством другого. Но я хотел внести свою лепту в общий поток цифровизации, в некую технологическую революцию: делать так, чтобы люди могли пользоваться крутыми интерпретаторами и компиляторами, а не учить другие языки. Иными словами, хотел упростить жизнь человека и дать ему возможность заниматься тем, чему он действительно хочет посвящать свое время. Тогда я задумался: есть ли что-то на стыке гуманитарных и технических наук? Ведь кто-то же придумал онлайн-переводчики и представил то, чем думают виртуальные ассистенты в виде кода.

Меня всегда готовили, что однажды я «вылечу из гнезда». Я изначально хотел в Петербург, поэтому переехал сюда сразу после бакалавриата в Хабаровске. Начал изучать сайты и нашел образовательную программу «Компьютерная лингвистика» в СПбГУ. Сначала поступил туда. Одну из дисциплин по обработке языка в этом университете у нас вела Мария Владимировна Хохлова, чей экзамен я завалил, не выполнив свои обязанности студента. Через пол года поступил в НИУ ВШЭ, желая начать все с чистого листа. Это открыло для меня огромный мир IT. Но на первом курсе в Вышке произошла очень ироничная ситуация. У нас был предмет «Введение в прикладную лингвистику», который вела … Мария Владимировна Хохлова. На самой первом занятии я зашел в аудиторию, и единственное свободное место было рядом с ней. Я, честно, сидел, вжимался в сиденье и думал: «Я сдам этот предмет на самый высокий балл». После получил десятку за экзамен у Марии Владимировны и усвоил свой жизненный урок.

Если мыслить бинарно, на нашей программе есть и гуманитарии, и технари. И тем, и другим приходится несладко в разные периоды обучения. Студентам дают техническую базу, но есть и углубленные лингвистические дисциплины. Здесь и возникает самая главная рекомендация для тех, кто планирует поступать — важно коммуницировать со всеми в группе, объединяться. Если возникают сложности с пониманием темы или вы что-то не успеваете, должны быть те, к кому вы сможете обратиться за помощью и объяснениями. Второе, что я бы рекомендовал как минимум самому себе в прошлом, — внимательнее относиться к тому, что дает преподаватель, и не бояться доносить до руководителя образовательной программы, когда что-то непонятно. Когда преподавать приходят люди из индустрии, они не всегда понимают, что перед ними аудитория с разным бэкграундом, появляются вопросы: «Почему вы этого не знаете?». Из-за таких ситуаций может возникать апатия к учебе, поэтому важно вовремя донести все до академического руководителя и обсудить возможные варианты действий. На «Языковых технологиях в бизнесе и образовании» гуманитариев заставляют мыслить технически, кодить. Было тяжело столкнуться с тем, о чем даже не подозревал раньше. Но это дало мне невероятные результаты, потому что чат-боты, с которыми я работаю сейчас и в коммерческом, и в академическом плане, способны чрезвычайно упростить жизнь человека.

В первый год своего обучения в Вышке я участвовал в нескольких проектах. Тогда я понял, что в этом деле тоже очень важно отталкиваться от личного интереса к теме, которой занимаешься. В конце первого года я защитил курсовую по проекту о разметке поэтических текстов на основе корпуса поэзии для детей. В принципе, человеку, который увлекается поэзией, творчеством для детей, это было бы интересно. Но свою тему я нашел позже. 

Сейчас я участвую в проекте с коллегами с первого курса нашей программы. Попасть в эту команду мне помогла Анастасия Владимировна Колмогорова. Мы создаем чат-бот для Эрмитажа в сотрудничестве с Яндексом, используя их вычислительную технику. Вот это, на мой взгляд, очень круто и интересно. Об этом проекте хочется рассказывать, и он потенциально может и будет приносить коммерческую прибыль. С помощью чат-бота можно искать произведения живописи, которые размещены в Цифровой коллекции музея. О том, чем именно мы занимаемся, уже писали в Собаке.ru и на сайте Питерской Вышки. Мои же задачи лежат в контексте разработки — воспользоваться глубоким пониманием Python-библиотек для Telegram и уделить особое внимание изучению потребностей пользователей, чтобы разработать надежный и интуитивно понятный интерфейс бота, который легко интегрируется с моделью обработки естественного языка. Я создаю сценарий взаимодействия пользователя с чат-ботом, который позволяет просто и удобно найти интересующую картину, потратив на это минимальное количество шагов. В этом мне помогает алгоритм обработки запросов, который обеспечивает максимально быстрый и точный поиск информации в базе данных Эрмитажа. В дальнейшем, кроме функции поиска картин по текстовому описанию, мы планируем сделать квиз. Например, спрашивать у пользователя: «Какая картина из перечисленных действительно существует?», и давать варианты ответа, где одним из них будет полотно, которое действительно есть в Эрмитаже, а остальные будут сгенерированы нейросетью Яндекса. В идеале в будущем было бы здорово запустить еще и виртуальную экскурсию. В Telegram это можно здорово интегрировать.

Анастасия Владимировна Колмогорова руководит этим проектом и берет на себя множество задач с точки зрения и организатора, и наблюдателя со стороны, и участника команды. Она один из самых лучших руководителей, которых я вообще встречал за свою академическую карьеру. Коллегам из Яндекса тоже огромное спасибо. Они постоянно остаются на связи, дают кучу инструкций и готовы созвониться, помочь, ответить на все вопросы. Весь этот проект лежит в области культурно-образовательной сферы, которая становится доступной каждому, потому что многие пользуются мессенджерами. Человеку теперь не обязательно заходить на сайт или скачивать приложение музея. У нас, как у компьютерных лингвистов, есть эта возможность — взять запрос пользователя, обернуть его в код и дать человеку то, что он хочет без лишних посредников. Несмотря на то, что я уже два года работаю в найме, создаю, поддерживаю, тестирую и дорабатываю чат-боты, которые нужны людям для автоматизации бизнеса, этот академический проект мне нравится, как и сама тема живописи.

Учеба в магистратуре дала мне билет в IT-индустрию. Многое, чему обучают сейчас на программе, пригождается и в работе, и для расширения кругозора. Все, что дают лингвистам на парах по программированию, нужно вставить в рамочку вместо зеркала и смотреть каждый день, когда чистишь зубы. Python, базы данных, работа с моделями обработки языка, которым учат впервые, — это все нужно и полезно. Но в программировании важно использовать что-то регулярно, иначе это забывается. Нужно уметь упорядочивать полученные знания, чтобы, придя на работу, открыв экран, понять, что на нем происходит. А еще нужно больше практиковаться.

Вопрос об академическом отпуске возник не столько из-за моего желания, сколько из-за приоритетов, которые пришлось выстраивать в моменте. Так произошло, что мне нужно было взять на себя ответственность за оплату обучения. В тот момент у меня было недостаточно ресурсов для этого. Мне повезло, что я вернулся за два месяца до защиты магистерской диссертации. В принципе, сам опыт академического отпуска для решения каких-то проблем — это хорошая практика. Мне все вокруг твердили, что если взять академический отпуск, изнежишься и не захочешь заканчивать обучение, это останется мертвым грузом. Действительно, бывают и такие ситуации. Но выбор же делаю я. Вливаться обратно в учебный ритм было довольно просто. Если быть на связи с преподавателями и учебным офисом, то комфортное возвращение очень вероятно. Получился очень щадящий и полезный во всех планах академический отпуск. Во время него я устроился компьютерным лингвистом и заработал достаточное количество денег, чтобы вернуться к учебе. 

Фото из архива Антона Горбатенко

Сейчас я живу в Калининграде, некоторое время посещал занятия дистанционно. В период академического отпуска я понял, что пора найти работу по специальности. Искал вакансии именно в Калининграде, но в течение нескольких месяцев безуспешно. Я верил, что когда-нибудь обязательно наткнусь на что-то стоящее. Не может же быть такого, чтобы по моему профилю не было никакой должности. Тогда еще это было не настолько популярное направление, потому что все компьютерные лингвисты были выходцами из технической сферы. Я уже было думал выучить PHP или JavaScript, чтобы как-нибудь протиснуться в IT-индустрию. Но я чисто случайно наткнулся на вакансию компьютерного лингвиста в Калининграде, на которую требовалось ровно все то, что я на тот момент знал: опыт обращения с моделями распознавания текста, лингвистическое образование, английский язык хорошего уровня. Я смотрел на эту вакансию и думал: «Это же я!». Естественно, я начал связываться со своим нынешним работодателем всюду: позвонил, написал на hh.ru и на почту, скинул сообщение, зарегистрировался еще на каком-то калининградском ресурсе и там тоже ему написал. Пришел на собеседование, мне объяснили, чем нужно будет заниматься. Была модель распознавания текста, используемая в Telegram-боте: пользователь отправляет запрос, бот распознает намерение, выдает соответствующий ответ. Это нужно будет обучать, создавать и поддерживать базу знаний, попутно осуществляя некую переводческую деятельность, потому что среди коллег-технарей ты единственный, кто знает английский так, как его знать необходимо. Еще требовалось проектировать архитектуру чат-ботов и писать сценарии — брать какой-нибудь ресурс типа Miro или Draw.io, создавать UML-схемы, учитывать воронки, таблицы соответствий и решать технические вопросы с точки зрения интеграций, создавать MVP для будущих заказчиков и многое другое.

Так я начал работать в Conversation Lab_. Это стартап, который дал мне нереально боевой опыт, потому что в таких проектах все занимаются всем. Я продолжаю делать лингвистические задачи — сценарии, переводы, общение с нейросетями и прочее. Но за два года работы я переквалифицировался из лингвиста в технаря. Копнул в backend-разработку и писал на Kotlin и Python, работал с разными языковыми моделями и базой данных MongoDB, после занялся frontend-разработкой Web-страниц для Telegram Web Apps на JavaScript и поддерживал интеграции с Google Apps Script. Сейчас в компании мы реализовали три кейса: Виртуальный ассистент для отдела рекламы интернет-портала, который отвечает на типовые вопросы и проводит клиента по воронке; Web-приложение для юридического бюро в Telegram, которое позволило оцифровать маршруты движения организационных задач и упорядочить их решение; Виртуальный ассистент велотуристического клуба, интегрирующийся с 1С, банком «Точка» и Google Sheets. 

Совмещать работу и учебу тяжело, практически невозможно. Нужно уметь договариваться либо с преподавателями, либо с начальством. Мне кажется, что с учебой в магистратуре и даже в бакалавриате очень хорошо сочетается фриланс. На первом курсе, например, я подрабатывал переводчиком по вечерам и на выходных. Учеба в магистратуре подразумевает, что день у тебя становится гораздо свободнее. Но у тех, кто приходит учиться компьютерной лингвистике из других сфер, учеба требует огромного количества времени. Спасает то, что преподаватели относятся к тебе довольно лояльно: есть возможность дистанционных занятий или подключения к ним в гибридном формате. Я не считаю, что учеба — это только очная форма обучения, потому что главное — это желание. Хорошо, если ты работаешь в той же сфере, в которой и учишься. Но есть люди, которые трудятся, например, в сфере услуг, когда учатся на какой-то другой специальности. Это уже сильная нагрузка на организм, а отдыхать необходимо.

В вопросе отдыха первое и самое главное, что рекомендую каждому человеку — это йога. Она спасет мир. Размяться после восьми–десяти часов в позе креветки перед компьютером — это просто благодать. Мы часто уходим в достигаторские процессы со всеми экзаменами, дедлайнами и гонкой за продуктивностью и забываем про то, что самые простые и бытовые вещи могут приносить нам удовольствие. Сам я еще очень люблю играть в компьютерные игры, смотреть сериалы и гулять. Меня не многие поймут, но из компьютерных игр я бы порекомендовал «Dark Souls». Она про медитативный процесс, где повторение одного и того же действия в конечном итоге приводит к фантастическому результату. Все, как в жизни. Если рекомендовать что-то из фильмов, то — «Драйв» с  Райаном Гослингом. Для меня просмотр этого захватывающего триллера — одно из самых великих удовольствий. Сейчас я живу в Зеленоградске, городе на берегу моря, поэтому приходить к морю с книгой или просто смотреть на закат, чувствовать ветер — это круто. Последнее, что я прочел — биография Стива Джобса, написанная Уолтером Айзексоном. Теперь это одна из самых любимых книг, очень жизнеутверждающая. Для гуманитария, который учится на «Языковых технологиях в бизнесе и образовании», читать о человеке, построившим многомиллионную империю на стыке науки и искусства, это то, что нужно.