• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как работать по специальности, учиться в магистратуре и создавать проекты для заказчиков

Как учебный проект помогает в трудоустройстве? Что общего между фанфикшн-текстами и NLP? И причем здесь «Гарри Поттер»? Поговорили со студентками нашей программы Дарьей Серединой и Люсей Тельниной об опыте поступления, процессе обучения и главном — как совмещать работу и учебу в магистратуре.

Дарья Середина и Люся Тельнина, студентки 1 курса программы «Языковые технологии в бизнесе и образовании»

Дарья Середина и Люся Тельнина, студентки 1 курса программы «Языковые технологии в бизнесе и образовании»
Фото из архива Дарьи Серединой и Люси Тельниной

Дарья Середина и Люся Тельнина обучаются на 1 курсе программы «Языковые технологии в бизнесе и образовании», работают промпт-инженером и лингвистом-разработчиком с 2023 года и реализуют командный проект под руководством генерального директора компании НТР. Студентки делятся опытом и рассказывают не только о процессе обучения, но и о том, как проходило трудоустройство. 

— Почему вы выбрали программу «Языковые технологии в бизнесе и образовании», и каким был ваш опыт поступления?

Дарья Середина:

В бакалавриате я изучала лингвистику — немецкий и английский языки. Меня заинтересовала возможность связать мой бэкграунд с информационными технологиями, поэтому выбрала обучение на программе «Языковые технологии в бизнесе и образовании». 

Поступление прошло легко, без каких-либо трудностей: отправила заявление и портфолио электронным способом, и скоро мне позвонили и сообщили о высоких шансах успешно поступить.  

Люся Тельнина:

Я училась в бакалавриате Питерской Вышки на программе «Филология» и майноре «Data Science». На третьем курсе выбрала специализацию «Лингвистика». Тогда у меня были самые разные дисциплины: античные языки, лингвистическая типология, психолингвистика, корпусная лингвистика, дискурсивный анализ, digital humanities и другие. На «Филологии» мне удалось познакомиться с компьютерной лингвистикой и методами NLP и понять, что мне это направление по душе. Дальше захотелось углубить свои знания и обрести важный практический опыт, решая задачи, которые нужны бизнесу. Именно эта прикладная ориентированность очень привлекла меня в нашей программе. 

Поступление было волнительным. После подачи документов каждый день проверяла списки, чтобы узнать, появились ли баллы и как оценено мое портфолио. Сколько было радости, когда я увидела свой номер абитуриента в «Зеленой волне»! Трудность состояла в подаче документов онлайн: часто прилетали отказы в регистрации, потому что где-то забывала поставить подпись или что-то дописать. 

— Как проходит ваш процесс обучения в магистратуре? 

Дарья Середина:

Больше всего меня привлекает дисциплина «Введение в прикладную лингвистику». На этом курсе мы подробнее и глубже изучаем интересные темы, к которым я обращалась еще при написании своей выпускной квалификационной работы. 

В рамках обучения на программе мы проводим конкурс по генерации при помощи искусственного интеллекта самого длинного художественного текста в жанре фанфикшн по серии книг Джоан Роулинг «Гарри Поттер». Работа над проектом позволила нам совершить небольшие открытия в сфере NLP и промпт-инжиниринга. Разработка системы промптов, позволяющих генерировать длинные тексты, вызвала некоторые трудности, но сам процесс был занимательным. Сейчас мы дообучаем большую языковую модель для генерации более интересных текстов в жанре фэнтези. Наш конкурс можно найти, если перейти по ссылке.

Люся Тельнина:

Очень жду предмет «Математические основания исследования естественного языка», потому что хочу в полной мере понимать математику, которая лежит в основе алгоритмов и некоторых методов NLP, а не просто улавливать общий смысл. 

Сейчас я участвую в командном проекте «Long Story Generation Challenge» под руководством Николая Михайловского, генерального директора компании НТР. Сначала перед нами стояла задача организовать соревнование по созданию длинных и связных фикшн-текстов с помощью больших языковых моделей. Теперь, выполнив эту задачу, мы работаем над собственной моделью, с которой собираемся принять участие в соревновании. LLM — тема животрепещущая, мне хотелось бы не только пользоваться такими моделями, но и научиться их тренировать. 

— Как вам удается совмещать работу и учебу в магистратуре? Расскажите об этом подробнее. 

Дарья Середина:

Я работаю промпт-инженером с декабря 2023 года: провожу исследования в области промптинга, изучаю возможности применения больших языковых моделей для выполнения различного рода задач, подбираю наиболее эффективные промпты и придумываю схемы для работы набора промптов. 

Процесс трудоустройства не был для меня тяжелым, так как с компанией мы взаимодействуем благодаря проекту по генерации художественных текстов, поэтому сам проект и был моим «тестовым заданием». Больше всего в моей работе мне нравится возможность развиваться и применять мои навыки, полученные во время обучения лингвистике в бакалавриате.  

Моя работа, университетский проект и сама учеба очень тесно связаны друг с другом, поэтому знания, которые я получила вечером на занятиях в магистратуре, могу применять уже на следующее утро на работе. 

Люся Тельнина:

Уже почти полгода я работаю лингвистом-разработчиком в компании Just AI, специализирующейся на разговорном ИИ. В мои обязанности входит участие в разработке чат- и голосовых ботов, работа с NLU (алгоритмами и формальными правилами, распознающими смысл высказывания), написание автотестов для проверки корректности работы диалогового сценария и многое другое. Сейчас внутри компании прохожу онбординг по специализации дизайнера. Дизайнеры продумывают организацию и логику сценария, по которому происходит общение человека и бота, формируют персону бота, пишут для него реплики. 

Я откликнулась на вакансию стажера лингвиста-разработчика. Через некоторое время после этого мне на почту пришло тестовое задание на разработку игрового бота. После этого был этап интервью с руководителем отдела и потом — руководителем департамента. По результатам этих этапов меня взяли на стажировку. Она длилась чуть больше месяца. Мы в команде с двумя другими коллегами разрабатывали бота по ТЗ от заказчика и в конце его презентовали. Думаю, мы хорошо себя проявили, поскольку в итоге всю команду приняли в штат. 

В моей работе больше всего мне нравятся интересные, «шевелящие» мозги задачи и наш уютный отдел лингвистов. А еще очень ценю, что многие процессы сопровождаются регулярной обратной связью и рефлексией. 

Сейчас я работаю на полставки, так что существенных трудностей не испытываю и посещать занятия успеваю. Сложность вызывают проектные задачи и домашние задания — не всегда остаются ресурсы на их выполнение. Их я делаю либо в дни удаленки, когда можно сэкономить пару часов на дороге, либо выделяю время на выходных. Стараюсь завершать все задачи вовремя, потому что качественно отдохнуть крайне важно, чтобы не выгореть. 

С июня планирую выходить на полную ставку, там будет сложнее. У нас на работе неважно, во сколько ты пришел/ушел. Значение имеют часы, которые ты отработал за день. Очень здорово, что пары начинаются с 18:00. Я заканчиваю работать в 16.30 и спокойно успеваю доехать. Многие преподаватели предоставляют возможность подключиться онлайн или даже делают запись занятий.

Тем, кто тоже планирует совмещать работу и учебу, я бы порекомендовала научиться приоритизировать задачи в зависимости от текущей ситуации, учиться принимать, что не всегда получится сделать все идеально, и обязательно выделять время на отдых.