Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мне повезло, что моя работа и магистратура — это одна и та же сфера», — Анастасия Марголина о лингвистике, программировании и проектах

Магистрантка программы «Языковые технологии в бизнесе и образовании» Анастасия Марголина рассказывает о gap year, создании чат-бота для пациентов с афазией и о работе инженером машинного обучения.

О любви к компьютерной лингвистике, собеседовании и о том, как справляться с дедлайнами, — в нашем материале.

«Мне повезло, что моя работа и магистратура — это одна и та же сфера», — Анастасия Марголина о лингвистике, программировании и проектах

© НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Я окончила программу «Филология» в 2023-м году. Между бакалавриатом и магистратурой брала gap year. Честно говоря, это уже традиция — между школой и поступлением в университет у меня тоже был свободный год. Тогда я использовала это время философски: поняла, чего я хочу, отдохнула. Но gap year после бакалавриата принес практическую пользу, так как в конце четвертого курса я устроилась на стажировку. Весь тот год я усиленно работала, изучала корпоративную культуру, улучшала свои hard и soft skills. Так, я уже два года работаю инженером машинного обучения в компании, которая специализируется на разработке чат-ботов и диалоговых сценариев. Мои задачи находятся на стыке NLP и backend-разработки. Я много пишу код, провожу исследования и имплементирую их в платформу. Иными словами, мне дают задачу, я ее решаю от начала до конца, прохожу полный цикл разработки. Также мне нужно знать автоматическое тестирование и немного DevOps, потому что без этого довольно трудно разворачивать и запускать сервисы и устранять баги на платформе. 

Изначально я подавалась на другую вакансию — диалог-дизайнера, то есть специалиста, который пишет сценарии для чат-бота и следит, как проходит диалог с пользователем. Но мое резюме приглянулось главному ML-инженеру компании, поэтому меня сразу позвали на техническое собеседование, а после — на стажировку. Собеседование было совершенно классическим. Сначала расспрашивали обо мне, а дальше пошли технические вопросы по машинному обучению и NLP, в конце я решила парочку алгоритмических задач. Поскольку это была позиция стажера-инженера, это было не сильно сложно, но тогда я, конечно, нервничала. Хорошо, что у меня не было никаких тестовых заданий, потому что я это очень не люблю. 

Первый семестр в магистратуре прошел, как и ожидалось, увлекательно. Снова влиться в учебу после перерыва было нетрудно, поскольку я уже отлично знала процессы в университете: СОПы, дедлайны, инфляция оценок и прочее. Важно то, что я весь этот свободный год скучала по Вышке и даже по этим бесконечным дедлайнам. В начале было очень радостно, что я вернулась наконец-то в родные стены, в академию, и даже не ощущала усталости. Под конец семестра, конечно, было уже труднее: экзамены, внеучебка, статьи. К тому же для меня важно работать над pet-проектами, которые мы реализуем в рамках занятий и сдаем в качестве экзаменов.  

Сейчас мы работаем над автоматическим упрощением текста для пациентов с афазией в рамках итогового проекта этого года. Наша конечная цель — создание чат-бота, которым смогут пользоваться речевые терапевты. Вместе со специалистами, логопедами, мои коллеги из научно-учебной группы «Когнитивные исследования языка» составили все необходимые инструкции по каждому уровню упрощения. Сейчас у нас готова демо-версия, которая размещена на моей страничке на ресурсе Hugging Face. Мы собираем обратную связь от логопедов, которые тестируют чат-бота. Конечно, у нашего проекта есть очевидная социальная значимость. Мы это делаем для лучшей и более комфортной речевой терапии для пациентов, поскольку в классической методологии используются уже готовые упрощенные тексты — обычно сказки. Люди с речевой афазией — это, как правило, взрослые, пережившие инсульт. Наша задача сделать терапию более индивидуальной и комфортной для разных пациентов. 

Мне повезло, что моя работа и магистратура — это одна и та же сфера. В первом случае я тренирую продуктовую и веб-разработку, коммерческое программирование. В Академии я могу заниматься, в том числе вещами, которые тоже считаю важными, но они не всегда окупаемы. Например, создание датасета на старославянском. Это, к сожалению, никому в коммерции не нужно, а мне это необходимо для души. Совмещение работы и учебы в моем случае — не трудность. У меня есть выходные, когда я могу заниматься проектом, сменить фокус, отдохнуть. Сложность в совмещении наступает, когда ты устал и в университете, и на работе. В такие моменты хочется почитать книгу, посмотреть любимый сериал, но у тебя нет на это времени, потому что дедлайны и рабочие будни никто не отменял. Но после таких трудных недель гораздо приятнее наслаждаться отдыхом. Я заметила, если делать что-то понемногу, но каждый день, то выходит очень удобно. Например, можно писать статью  по абзацу, и в конце недели у тебя уже половина материала готова. Так психологически легче подходить к дедлайнам. 

Есть две причины, по которым я очень люблю свою работу и профессию. Во-первых, ты постоянно находишься в состоянии обучения. Нужно держать руку на пульсе, осваивать новые технологии и подходы: садиться с кофе утром, читать, какие статьи опубликовали за прошедший день, какие технологии есть, что нового появилось. Во-вторых, я очень люблю лингвистику. Стык лингвистики и программирования — это нечто идеальное для меня. Больше всего я интересуюсь техническими прикладными предметами, которые составляют 90% нашего учебного плана. К тому же статистические, компьютерные подходы к науке мне кажутся правильными.