• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как изменится программа «Управление образованием» в следующем учебном году?

Со следующего учебного года программа «Управление образованием» перейдет на формат обучения по новому стандарту магистратур. Помимо изменений в структуре образовательного процесса, абитуриентов набора 2021-2022 учебного года ждет опция дистанционного обучения, доступная для иногородних студентов. Академический руководитель программы Наталья Алексеевна Заиченко рассказала о новшествах программы и специфике образовательного процесса.

Как изменится программа «Управление образованием» в следующем учебном году?

  • Наталья Алексеевна, давайте начнем с того, что программа «Управление образованием» отличается от других магистратур Питерской Вышки. Расскажите, пожалуйста, в чем ее особенности? 

Необходимо уточнить, что наша программа «Управление образованием» реализуется по направлению «Государственное и муниципальное управление», и это важно для тех, кто собирается строить карьеру государственного служащего. Помимо этого, программа имеет ряд специфических черт. Обозначим хотя бы три из них. 

Во-первых, это очно-заочный формат, который подстроен под графики людей с постоянной занятостью. Мы учимся вечером по средам и днем по субботам. 

Во-вторых, это особенный контингент студентов: с широким разбросом по возрасту - от 21 года до 50 лет; уровню образования - от бакалавров до докторов наук; роду деятельности - это учителя, директора школ и организаций, режиссеры, инженеры, психологи, экономисты, музыканты - ассортимент профессий велик. Это разнообразие позволяет соединяться разным взглядам, опытам, привычкам, создавая особую образовательную среду. При том, что все такие разные, студенты умудряются держать комфортное равновесие в учебных и просто человеческих взаимодействиях.    

В-третьих, это не стандартный для Вышки профессорско-преподавательский состав. Наша команда преподавателей собрана из разных университетов города, у многих из них есть опыт работы в исполнительных органах власти в системе образования. Таким образом мы объединяем в себе несколько карьерных опытов: опыт чиновника, опыт преподавателя и опыт эксперта- исследователя. Скучно с нами не будет.

А переход программы на новый стандарт - это новый вызов для обеих сторон - и студентов, и преподавателей - с добавлением новых красок в картину образовательного мира. 

  • Что изменится на программе в следующем учебном году?

Для первокурсников ничего не изменится: они сразу приходят в новый стандарт и не знают, что было до них. Новый стандарт дает студентам большие возможности для выбора и, одновременно, при осознанном выборе дисциплин и проектов, позволяет сфокусироваться на персональных  профессиональных интересах и перспективах личностного развития. В помощь этой фокусировке появляется такая персона, как академический наставник траектории. 

На программе будет две траектории: общая и прикладная. У каждой траектории будет свой наставник. Именно он и будет задавать образовательный вектор для каждого студента. Условно учебный план магистранта разбит на 5 блоков: обязательные курсы, дополнительные курсы, ключевые семинары исследовательского характера, практика и проекты и непосредственно подготовка и защита магистерской диссертации. Для каждой траектории эти блоки различаются по количеству кредитов и по объему часов на освоение. Так, например, для общей траектории количество кредитов на дополнительные курсы, т.е. по персональному выбору студента в два раза больше, чем для прикладной траектории. И, наоборот, блок практик и проектов для прикладной траектории в два раза больше по кредитам, чем для общей траектории. Это значит, что нашему магистранту следует сильно поразмышлять над тем, какую траекторию выбрать и что в большей степени его интересует. А если есть заказ от работодателя, то, вероятнее всего, это прикладная траектория.  

Таким образом, первый вызов для студента - осознанный выбор траектории. Но важно учитывать не только содержание дисциплины, но и формат, чтобы они гармонично вписывались в график учебы и работы. Тут есть четыре развилки. 

Первая - из огромного пула дисциплин студент может выбрать только 12 дисциплин. Вторая развилка - студент может выбрать дисциплины как очного, так и онлайн-формата, но могут быть и смешанные форматы: онлайн лекции и офлайн семинары. Третья развилка - это проекты. Все проекты для участия студент набирает на большой межкампусной ярмарке проектов в соответствие с количеством кредитов в своем учебном плане. И это тоже не простое дело, как и любой выбор. Наконец, четвертая развилка - выбор формата магистерской диссертации. Появляется такой новый вид выпускной работы как предпринимательский проект - стартап.  Студент может разработать бизнес-план и начать собственное дело. Несмотря на то, что «Управление образованием» относится к профилю подготовки «Государственное и муниципальное управление», те компетенции, которые мы вкладываем в студентов, позволяют формировать бизнес-стратегии и входить в сферу предпринимательства. Проекты могут быть как социальными для достижения некой общественно-полезной миссии, а может быть бизнес-проектом для получения прибыли. Вот как раз в 2021 году будет впервые защищена диссертация по второму формату.

И еще одно новое дело на программе: мы готовы принимать студентов, проживающих на других территориях страны на онлайн-обучение.   

  • Новый стандарт магистратур предполагает наличие траекторий. Можно об этом подробнее?

На программе выработано две траектории: общая и прикладная. На общую будут попадать те магистранты, которые еще не сформулировали для себя исследовательскую позицию. В течение двух с половиной лет они вполне методично и планово развивают свои исследовательские,  аналитические или проектные навыки. И вполне возможно, что на выходе к диссертации, у них будет получаться прикладное исследование. Те, кто приходят к нам с четкими представлениями о том, чем хотят заниматься и в каком направлении двигаться, попадают на прикладную траекторию. Распределение на траектории будет будет происходить по двум основаниям: по результатам собеседования, которое является частью поступления, и по результатам работы на общем семинаре. В процессе обучения, исходя из траектории, мы будем советовать студентам те или иные дисциплины, чтобы помочь каждому сформировать свой путь на магистратуре. 

Еще стоит отметить, что после каждого выпуска мы формируем пул студентов, которые могут на программе вести мастер-классы на основе их исследований или реализованных проектов. Это хорошая иллюстрация того, что в процессе обучения можно сделать нечто абсолютно практичное. 

  • Есть ли ограничения по количеству студентов на каждой траектории и будет ли возможность ее менять?

Сейчас план такой, что 70% поступивших уходит на общую траекторию и 30% - на прикладную. Смена траектории возможна: в первом модуле (сентябрь - декабрь) по желанию, а при приближении к сдаче курсовой работы на основе курсовой, если тема или формат будет не соответствовать траектории. 

  • Еще одно особенностью нового стандарта является появление фигуры наставника. Кто ими будет на траекториях?

Курировать общую траекторию буду я как академический руководитель, что логично, так как я по опыту понимаю, по каким сценариям можно направлять и развивать студентов. Прикладной траекторией будет руководить Прикот Олег Георгиевич, который является специалистом по проектному менеджменту. 

  • Как будет выглядеть обучение у тех, кто решит присоединиться к онлайн-формату?

Желание учиться онлайн нужно будет озвучить на собеседовании. Как только мы понимаем, что у нас набран пул таких студентов и мы отследили их географию проживания, мы формируем для них учебное расписание и организуем индивидуальные планы. Информация о территории проживания очень важна, чтобы понять разницу в часовых поясах и обеспечить возможность обучения в синхронном онлайн-формате. Если синхрон получается, то они будут подключаться к занятиям вместе со студентами, которые присутствуют в аудитории физически. Если нет, то мы будем составлять отдельный график. Но два раза в год им необходимо будет приезжать на сессии в Санкт- Петербург. 

Такие у нас планы на следующий год. Надеюсь, никакие черные лебеди нам не помешают их осуществить.  

  • Наталья Алексеевна, запланированы ли у вас встречи или вебинары для абитуриентов, планирующих поступать на программу? 

Да, мы приглашаем на АБИТУР-встречи всех, кто пожелает узнать о программе больше. Так как прием документов на программу «Управление образованием» проводится по своему, особому графику до 13 сентября, то по опыту мы знаем, что вопросы появляются только в августе. Поэтому АБИТУР- встречи спланированы так: 25 августа, 1 и 8 сентября с 13:00 до 16:00 часов. Место встречи будет размещено на сайте и на странице программы. 

Будем рады встрече!