• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
01
Апрель

Зачем директору «проектное управление»?

Выступление Олега Прикота о проектных принципах управления опубликовало ежедневное интернет–издание об управлении образовательным учреждением «Директория.онлайн».

В последнее время на федеральном уровне принято несколько документов, в которых определено, что управление некоторыми отраслями, в том числе, сферой образования, будет осуществляться на проектных принципах. Что означают эти управленческие новации для школ? Олег Прикот, профессор департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ (Санкт -Петербург), предлагает свой взгляд на это.

Сначала — о внешних условиях. Проектное управление — это теперь новая идеология управления образованием в России. Идеология, принятая на государственном уровне. Постановлением Правительства РФ от 15.10.2016 № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» утвержден регламент осуществления проектного управления на уровне Правительства, в котором определено, что «Проект — комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов (выделим эти слова — примеч. О.П.) в условиях временных и ресурсных ограничений». Постановлением Правительства от 12 октября 2017 года № 1242 «О разработке, реализации и оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации» определены правила разработки стратегических документов, реализацию которых предполагается осуществлять в проектном режиме. Названы пять отраслей, где управление развитием будет осуществляться с помощью госпрограмм, построенных на проектных принципах. Стоит ли говорить, что образование — в их числе. И, наконец, принято Постановление Правительства от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие образования“» (2018–2025 г.), сама структура программы предполагает запуск механизма проектного управления. Заключительным аккордом во всей этой весьма знаковой работе стал доклад «Двенадцать решений для нового образования» Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики, появившийся в Сети в начале апреля, и представленный в ходе апрельской конференции НИУ ВШЭ. В нем, в частности, обозначены те дополнительные возможности, которые может приобрести любая образовательная организация, активно включившаяся в реализацию проектных решений.

Однако я вполне допускаю, что смысл сказанного пока не до конца ясен, даже для весьма вдумчивого руководителя. На самом деле в указанных документах нет сколь-нибудь подробного описания действия проектных механизмов, тем более предполагающих включение школы или иной образовательной организации в процесс реализации «проектной политики».

Позвольте в таком случае подключить мой экспертный опыт и попытаться интерпретировать новые возможности школы во всей этой «проектной истории». Они, безусловно, имеются, более того, в перечисленных выше документах обозначены, пусть и в свернутом виде. Наша задача — «развернуть» их.

Итак, каким образом это может выглядеть в реальной практике? В действующей госпрограмме «Развитие образования…» имеются (в отличие от прошлой) весьма четко обозначенные цели, снабженные количественными индикаторами по каждому году. Например, для достижения цели онлайн-образования необходимо увеличить количество школьников, включенных в онлайн-обучение в течение 2018–2025 гг. в 10 раз (!) — с 600 тыс. сейчас до 6 млн. в 2025 году. Не трудно предугадать, что уже со следующего года органы управления начнут отслеживать процесс достижения «контрольных цифр» на уровне школ. Можно также предположить, что ресурсов, выделяемых в рамках госзадания, на организацию и проведение в жизнь этого «информационного взрыва» школам либо не будет хватать, либо, даже если их и хватит, чтобы начать, то уж на бурное развитие ресурсов в достатке может и не оказаться. Госзадание вряд ли сможет обеспечить лидерский прорыв. И вот здесь должен включиться механизм проектного управления. В чем его смысл? Проектная деятельность (и проектное управление) — это всегда инициатива снизу, «окрашенная» ценностями организации и ее руководителя. Это — с одной стороны. А, с другой, государство, приняв ценности проектного управления, протягивает руку школе (неожиданно?!) и ее директору, как бы говоря: «Цели мы вам установили, но определение формата и характера процесса их достижения остается за вами». «Что» надо сделать, определено нормативно, но «как» это сделать, решит директор-лидер со своей командой. И для реализации этого пути «навстречу друг другу» госпрограммой предусмотрен совершенно конкретный механизм. Обратите, пожалуйста, внимание на те семнадцать «Приложений», которые содержатся в тексте госпрограммы. Большинство из них посвящены правилам получения регионами из федерального бюджета дополнительных субсидий на реализацию тех или иных, наиболее актуальных, с точки зрения Федерального Правительства, направлений развития отечественного образования. В качестве примеров можно привести следующие «Приложения»:

  • приложение № 7 — субсидии на реализацию мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими образовательными результатами…;
  • приложение № 8 — субсидии … на поддержку сетевых методических объединений…;
  • приложение № 10 — субсидии на обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ естественно — научной и технической направленности…

Одновременно в госпрограмме имеется также описание правил, соответствие которым позволит юридическому лицу (школе и любой другой образовательной организации) участвовать и выигрывать грантовые конкурсы федерального и регионального уровней, проводимые, в том числе, в рамках средств, полученных регионами в качестве указанных субсидий. Приложение №13 — правила предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий юридическим лицам…

Все это позволяет говорить о том, что впервые со времен ПНПО в образовании появляются реальные федеральные деньги на развитие. Причем их объем достаточно велик — не менее 10% средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию госпрограммы (более 400 млрд. руб.). Кстати сказать, в упомянутом выше докладе «Двенадцать решений для нового образования» при описании проекта «Школа цифрового века» подробно рассказано, какие гранты предполагается предложить выиграть активным и компетентным субъектам. Только на разработку массовых онлайн-курсов предполагается выделить не менее 200 грантов по 5 млн руб., плюс на их ежегодное обновление — не менее 1200 (200 х 6 лет) грантов по 1 млн руб. Кроме того, 1000 школ смогут получить гранты по,5 млн руб. каждая на апробацию платформ для онлайн-образования. А разработка массовых онлайн-курсов по силам хорошо подготовленным проектным командам школ, особенно в режиме сетевых партнерских взаимодействий. Остается только участвовать и выигрывать.

Таким образом, директор, который хочет помочь своей школе добиться формального и неформального лидерства в сообществе, позволить ей иметь достаточно средств для проектного творчества, директор, который хочет обеспечить своему коллективу достойную и интересную профессиональную жизнь, почувствовать себя более свободным в принятии решений и повысить уровень доверия межу людьми школы, такой директор не может не считать идеологию проектного управления своей! Потому что именно такой директор стремится к получению уникальных результатов. А «ресурсные ограничения» для него — помеха устранимая…

Источник: "Директория-онлайн"